Дамасское дело

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

«Дамасское дело» — обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве.

Содержание

Пропажа монаха и последовавшие аресты

5 февраля 1840 г. в Дамаске, находившемся под властью египетского правителя Мухаммада-Али, исчезли настоятель местного монастыря капуцинов Томас и его слуга-мусульманин Ибрахим Амара. Было известно, что монах был вовлечен в теневой бизнес, и эти двое, вероятно, были убиты торговцами, с которыми Томас поссорился.

Монахи-капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки мацы. Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительством Франции, расследование должно было производиться французским консулом графом де Ратти-Ментоном. Он решил использовать этот кровавый навет для укрепления позиций Франции на Ближнем Востоке, а монахи — для усиления французского влияния на христианские общинные учреждения Сирии. Дамасский губернатор Шериф Падиа принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трех дней.

Парикмахер Соломон Негрин под пытками «признался», что монах был убит в доме Давида Харари семью евреями. Люди, которых он назвал были арестованы и подвергнуты пыткам; двое из них умерли, один (Моше Абулафия) ради спасения жизни перешел в ислам, а некоторых вынудили «признаться».

Мусульманский слуга Давида Харари показал под принуждением, что Ибрагим Амара был убит в доме Меира Фархи, в присутствии Фархи и других еврейских нотаблей. Большинство из упомянутых были арестованы, но один из них, Исаак Леви Пиччиотто, был гражданином Австрии и находился под защитой австрийского консула. Его гражданство в конечном итоге привело к вмешательству Австрии, Англии и США в дело.

Положение в Дамаске осложнилось тем, что одновременно вспыхнуло такое же обвинение против евреев на острове Родос, где также повторились подобные зверства по отношению к арестованным евреям.

Когда какие-то кости были найдены в канализации в еврейском квартале, обвинители объявили, что это кости Томаса, и похоронили их соответствующим образом. Надпись на могильной плите гласит, что это могила святого, замученного евреями. Потом нашли ещё кости, якобы Ибрагима Амара. Но известный в Дамаске врач, доктор Лограсо, отказался подтвердить, что это человеческие кости, и просил, чтобы их отправили в европейский университет на экспертизу. Этому воспротивился французский консул.

Власти Дамаска признания и якобы обнаруженные останки жертв бесспорным доказательством вины евреев в двойном убийстве и схватили 63 еврейских детей с целью выпытать у их родителей место, где спрятана кровь жертв. Христианские и мусульманские толпы фанатиков совершили ряд нападений на еврейский квартал.

Реакция на нападение

Евреи Александрии, обеспокоенные вестями о зверствах в Дамаске, по инициативе типографа из Иерусалима Исраэля Бака направили Мухаммаду-Али петицию в защиту жертв дамасского дела. Австрийский генеральный консул в Египте А. Лаурин, получивший доклад о дамасском деле от своего коллеги в Дамаске, также просил Мухаммада-Али отдать приказ прекратить пытки обвиненных и привлеченных в качестве свидетелей. В результате просьбы Лаурина 25 апреля 1840 г. пытки были прекращены, но следствие продолжалось.

Лаурин пыталась воздействовать на генерального консула Франции в Египте, чтобы он сдержал Ратти-Ментон, который был его подчиненным, но неудачно. Затем он переслал доклад, полученный им из Дамаска, Джеймсу Якобу Майеру де Ротшильду, почетному консулу Австрии в Париже, с тем, чтобы тот попытался добиться у французского правительства изменения позиции французского консула в Дамаске. Но после обращения Ротшильда к французским властям французские консулы на Ближнем Востоке по прямому указанию их правительства начали противодействовать попыткам ряда держав Европы прекратить дамасское дело.

Для того, чтобы предупредить общественное мнение во Франции и по всему миру, барон де Ротшильд опубликовал доклад в прессе. В Вене его брат Соломон Ротшильд пошёл к канцлеру Меттерниху по этому вопросу. Меттерних устроил выговор Лаурину, но согласился с его деятельностью, а это вызвало смущение представителей Франции в Египте и Сирии.

Генеральный консул Великобритании и представители других европейских держав в Египте стали на сторону генерального консула Австрии и поддержали его действия. Благодаря этому 3 мая 1840 г. Мухаммад-Али приказал дамасскому губернатору принять меры для защиты евреев от нападений черни.

Еврейство Европы было потрясено дамасским делом, и протесты против него все усиливались. Западноевропейские евреи и, особенно, евреи Франции и Англии, увидел признаки возвращения к темноте средневековья. События встревожили даже ассимилированных евреев, даже таких, как молодой Лассаль, который полностью откололся от иудаизма. С энергичными протестами через прессу и на массовых собраниях выступали многие неевреи (в том числе в США и в России).

Действия через египетского хедива

Еврейская делегация, в которую входили Мозес Монтефиоре, И. А. Кремье, Соломон Мунк (1803-67), а также сопровождавший их востоковед и секретарь Монтефиоре Льюис Лёве (Элиэзер hа-Леви, 1809-88), прибыла в Египет и обратилась с предложением к Мухаммаду-Али передать дело на рассмотрение властям Александрии или европейским судьям в Дамаске.

Делегации в этом было отказано, так как была неизбежна война между Египтом и Турцией. Но Мухаммад-Али, заинтересованный, как и французы, в том, чтобы избежать подробного расследования действий дамасских властей, уступил давлению европейских держав и издал 28 августа 1840 г. указ о помиловании обвиненных и прекращении следствия. Так как указ не снимал с евреев обвинения в ритуальном убийстве, он был по настоянию еврейской делегации заменен другим, который гласил, что освобождение заключенных является актом справедливости, а не милостью властей. 6 сентября 1840 г. десять оставшихся в живых арестованных по дамасскому делу евреев были освобождены (четверо умерли от пыток), а шестерым бежавшим обвиняемым было разрешено вернуться в Дамаск.

Действия через турецкие власти

Когда месяц спустя в Сирии была учреждена турецкая администрация, Мозес Монтефиореи его делегация выехали из Египта в Стамбул и выхлопотали у султана 6 ноября 1840 указ, объявлявший обвинение евреев в употреблении христианской крови клеветой и запрещавший возбуждение судебных процессов на основании такого обвинения.

Реакция евреев мира на дамасское дело

Дамасское дело в значительной мере явилось поворотным пунктом в процессе укрепления солидарности евреев всего мира и развития еврейского самосознания. Эмансипированное западноевропейское еврейство выступило в защиту своих преследуемых братьев, что пробудило у еврейства Европы интерес к положению евреев на Востоке и явилось толчком к созданию в 1860 г. постоянной организации помощи евреям во всем мире — Альянса.[1]

Характерным для дамасского дела является и вмешательство европейских держав, благодаря чему положение евреев на Ближнем Востоке привлекло к себе международное внимание. Общественное мнение стран Европы и Америки, вопреки усилиям клерикальных кругов Франции, Италии и Бельгии, объединилось в протесте против изуверства и клеветы, против гонений, выпавших на долю евреев Востока, а также в сочувствии к невинным жертвам навета.

Впервые в истории галута проявилось международное сотрудничество в деле, касавшемся евреев одной из стран мира. Впервые общественное мнение еврейства, выраженное выступлениями в прессе еврейских политических и финансовых деятелей и еврейской интеллигенции, единодушно и безоговорочно обличавшими гонения на евреев, оказало влияние на позицию великих держав в этом вопросе.

Последствия дамасского дела

Католики Дамаск продолжал рассказывать туристам в течение многих лет о святом, который был подвергнут пыткам и убит иудеями, и как евреи были спасены от виселицы интригами еврейских нотаблей из-за рубежа.

Беспокойство среди евреев Запада в 1840 году вызвала не только опасность, стоящих перед их единоверцев на Ближнем Востоке, но также, и, вероятно, даже больше, то, что обвинение в ритуальном убийстве в Дамаске было первоначально принято в качестве доказанного факта почти всей прессой в конституционных государствах континентальной Европы. Газеты смаковали «подробности убийства», описывая кошмарные фантазии.

В Англии такие отчеты были обработаны с большим скептицизмом, но ведущая газета страны, «Таймс (The Times)», настойчиво выдвигала тезис, что, учитывая серьезные доказательства против их религии, бремя опровержения обвинения в ритуальном убийстве лежит на евреях. Влиятельная лейпцигская «Allgemeine Zeitung» воспроизводила аргументы, часто встречавшиеся в христианской полемике с 13-го века, что в Талмуде предписано приносить в жертву язычников. В редакционной статье «Таймс» в июне 1840 было заявлено, что поскольку обвинение признаётся правдой, еврейская религия должна сразу исчезнуть с лица земли.

Во Франции эти обвинения поддерживались всей монархически-клерикальной прессой во главе с влиятельным повседневной «l’Univers», а премьер-министр Франции Адольф Тьер поддерживал действия консула в Дамаске, выступая в Национальном собрании с антисемитскими заявлениями. Стало ясно, что волна антисемитизма легко может перекинуться в так называемые цивилизованные страны.

Материалы процесса использовались антисемитской и нацистской прессой с начала дела и до наших дней. В 1846 году в Париже был опубликован двухтомник, написаный Акилле Лорана (почти наверняка псевдоним), «Relation historique des affaires de Syrie depuis 1840 jusqu’en 1842», в котором содержатся полные протоколы допросов, проведенных местными и французскими следователями в Дамаске, а также большая коллекция документов с целью укрепить тезис, что ритуальное убийство предписано иудаизмом (или, по крайней мере, практикуется традиционно некоторыми еврейскими сектами). Вся подборка явно исходила от компании, крутившейся вокруг французского консульства в 1840 году, и, таким образом, может рассматриваться как что-то близкое к официальной публикации. О пытках там не упоминалось. Эта книга долго использовалась в качестве авторитетного источника по еврейской историографии. В ближайшие годы и десятилетия протоколы были опубликованы в различных изданиях на немецком, итальянском, арабском и русском языках.

Идея, что ритуальное убийство было окончательно доказано в Дамаске, и заключенные освобождены только по политическим причинам или из-за взяточничества, в настоящее время стала ключевой темой. Она повторяется в длинной в обширной серии антисемитских изданиях и книгах, от иезуитской «Чивильта Каттолика» до «дер Штюрмер», и от «Le juif, le judaïsme et la judaïsation des peuples chrétiens» Гугенота де Мюссе до «Talmudjude» Августа Ролинга и «Le mystère du sang chez les juifs de tous les temps» Анри Деспорта.

В 1986 году Мустафа Талас, сирийский министр обороны, выпустил еще одно издание протоколов вместе с многочисленными документами, относящимися к делу. Идея, что ритуальное убийство было удостоверено окончательно в Дамаске в 1840 году, повторяется время от времени в арабских средствах массовой информации и дипломатами, представляющими различные арабские государства.

Могила (предположительно) Отец Томаса остается до сих пор в церкви францисканцев «Терра Санта» в Дамаске, и на нейнаписано, что он был «убит евреями на 5 февраля 1840».

См. также

Литература

  • Yossef Bodansky. «Islamic Anti-Semitism as a Political Instrument» Co-Produced by The Ariel Center for Policy Research and The Freeman Center for Strategic Studies, 1999. ISBN 0-9671391-0-4, ISBN 978-0-9671391-0-4
  • Florence, Ronald: Blood Libel. The Damascus Affair of 1840 (University of Wisconsin Press, 2004) ISBN 0-299-20280-1 * S. Posener, Adolphe Crémieux, 1 (Fr. 1933), 197—247, 259-60;
  • Frankel, Jonathan: The Damascus Affair: 'Ritual Murder', Politics, and the Jews in 1840 (Cambridge University Press, 1997) ISBN 0-521-48396-4 * D. Salomons, An Account of the Recent Persecutions of the Jews at Damascus (1840);
  • L. Loewe, The Damascus Affair (1940), diary 1840;
  • Szajkowski, in: Zion, 19 (1954), 167-70;
  • Brawer, ibid., 5 (1940), 294-7;
  • A. Galanté, Documents officiels turcs concernant les Juifs de Turquie (1931), 157-61, 214-40;
  • Meisl, in: Festschrift… S. Dubnow… (1930), 226-36; J. Jacobs, in: The Jewish Experience in America, 2 (1969), 271-80;
  • JHSET, index;
  • Milano, Bibliotheca, nos. 2450-51;
  • Aceldama (It., 1896), treats Thomas as martyr;
  • J. Frankel, The Damascus Affair (1997);
  • Y. Harel, Be-Sefinot shel Esh la-Ma’arav (2003).

Примечания

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Дамасское дело в ЭЕЭ