Яаков (Израиль), праотец еврейского народа

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Иаков»)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Яаков, Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков;)
Angel and Jacob.jpg
Яаков, борющийся с Ангелом, Гюстав Доре, 1855, Granger Collection, New York
герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов
Толкование имени: «пята, след, следовать»;
от др.-евр. yahqub-el - «защитил [меня] Господь»
Отец: Исаак
Мать: Ревекка
Дети: Колена Израилевы:

от Леи: Реувен, Шимон, Леви, Йеhуда, Иссахар, Звулун.
от Рахели: Йосеф, Биньямин.
от Валлы: Дан, Нафтали.
от Зелфа: Гад, Ашер.

Место погребения: Пещера Махпела
Связанные понятия: Лестница Яакова

Яков, Яаков, он же Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков; в исламе — араб. يعقوب‎‎, Якуб) — герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака.

Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе.

Содержание

Происхождение имени

Имя Яаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Яаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское יעקוב [Йаа́ков] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится "(он) будет следовать, последует".

C этимологической точки зрения это имя можно понять как усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. имя Акиваивр. עֲקִיבָא‎).

Жизнеописание

Получение первородства

История Яакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего.

Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Яаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Яакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Яаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Яаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29).

Вся дальнейшая жизнь Яакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Яаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.

Сон Яакова

Основная статья: Лестница Яакова

Бегство в Харан

Для спасения Яакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Яакова в город Харан (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим), чтобы он женился там на дочери ее брата Лавана, своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).

Семейная жизнь

Файл:Tissot Jacob and Rachel at the Well.jpg
Тиссо, Йаков и Рахель, 1896-1902

Яаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана Рахиль и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой Лией. Обнаружившему наутро подмену Яакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Яакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок — Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билху (в русской традиции Валла) для Рахили.

В течение двадцатилетнего пребывания Яакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками колен Израилевых (см. ниже).

После рождения Иосифа Яаков решил, что пришло время возвращаться в Ханаан. На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Яаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Яаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Яаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Яакову зла, и, нагнав Яакова в Гиладе, Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31). Опасаясь мести Исава, Яаков выслал ему в дар часть своего скота. Вопреки опасениям Яакова, Исав дружелюбно встретил брата.

Борьба с ангелом

По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения близ Пнуэля ему явился ангел, с которым Яаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Яаков получил благословение и новое имя — Израиль («Имеющий власть над силами»), с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.»  (Быт.32:27,28).

Уход в Египет

Дальнейшая судьба Яакова неотделима от истории его любимого сына Иосифа, исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Яакова послать сыновей — за исключением Биньямина — в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Яаков направился в Египет, и возле Беер-Шевы ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Яакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).

Яаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Яакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Яакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Яаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Яаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Яаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в Махпела пещере (Быт. 50:1–13).

Потомки Яакова

Основная статья: Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Яакова, образовали согласно Библии, израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Яакова (Быт. 49:28). У Яакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Шаблон:Дети Яакова У Йосефа были двое сыновей: Менаше и Эфраим, которых Яаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Йосефа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Яаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).

После смерти Яаков — в отличие от других патриархов — продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Яакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Яакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).

В искусстве

Файл:Tissot Jacob.jpg
Джеймс Тиссо, "Яков", 1896–1902

Личность и история жизни Яакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Яакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья».

Критика

По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Яакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Яаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Яакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Яаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Яаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.

Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Яакове (особенно в пророка Хошеа книге 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.

Повествование об Яакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Яаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Яаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними Завет. Яаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.

Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Яакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Яакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Яакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно Шаддай. История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до Исхода) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Яаков в ЭЕЭ