Луццатто, Шмуэль Давид
Источник: | ||||||||
|
Луццатто, Шмуэль Давид (акроним שַׁדַ"ל, Шадал, или שְׁדַ"ל, Шдал; Luzzatto, Samuel David; 1800, Триест, – 1865, Падуя), филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик, один из основателей современной науки о еврействе.
Содержание |
Биографические сведения
Сын ремесленника, Луццатто элементарное образование получил в Триестской еврейской школе; самостоятельно изучил основные европейские и древние языки, а также математику; приобрел глубокие познания в еврейской религиозной и светской литературе, еврейской философии и каббале.
В 1829 г. Луццатто назначен профессором только что созданной раввинской семинарии в Падуе, в которой до конца жизни преподавал Библию, еврейскую историю, философию и филологию.
Сторонник сочетания еврейской учености с европейским образованием
Луццатто был одним из первых еврейских деятелей культуры 19 в., сочетавших еврейскую ученость с широким европейским образованием. Он видел в иудаизме исторический и этический феномен, лежащий в основе всечеловеческой культуры.
Литературное творчество
Литературное творчество Луццатто — как поэтическое, так и прозаическое — оказало значительное влияние на развитие иврит новой литературы.
Научные сочинения
Еще большее значение имели его научные сочинения, среди которых труд о Таргуме Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), исследования в области библейской экзегезы (в частности, комментарий к книге Исайя, над которым Луццатто работал около 20 лет), языка иврит и еврейской литературы.
Луццатто возродил интерес широкой еврейской публики к средневековой еврейской поэзии. В своих теологических трудах Луццатто разработал позитивную систему, основанную на вере в откровение и избранность еврейского народа (см. Избранный народ).
Согласно Луццатто, попытки рационализации Торы в принципе ложны; Луццатто был одним из первых еврейских ученых, выступивших против господствовавшего в эту эпоху ассимиляторства (см. Ассимиляция).
По мнению Луццатто, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора — эллинизм, ставящий во главу угла эстетическое начало, и иудаизм с его приматом этики.
Борьбу этих двух культурных подходов Луццатто прослеживает как в истории религиозной философии, так и в истории литературы.
Носителями подлинно иудейского духа являются Библия, Талмуд и Аггада; в противоположность им произведения александрийской эпохи и средневековая еврейская философия, в особенности Маймонид, обнаруживают влияние эллинизма. По этой причине Луццатто отдавал предпочтение средневековой северофранцузской и немецкой раввинистической традиции, видя идеал еврейской учености в Раши.
Отрицательно относился Луццатто и к каббале, считая ее несовместимой с иудаизмом, а также к философии Баруха Спинозы.
В своей теологии Луццатто утверждал примат этического над метафизическим и подчеркивал эмоциональную сторону религиозного опыта.
Теологическая концепция Луццатто основана на вере в сверхразумное откровение и избранность еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма.
Иврит и еврейская литература служат инструментом развития и углубления еврейского духа. Луццатто поощрял возвращение еврейского народа к земле, уповая на возрождение Эрец-Исраэль.
Луццатто был одним из основателей общества Мекицей нирдамим.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУЦЦАТТО Шмуэль Давид в ЭЕЭ