Операция «Сезон»

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Часовая башня в Кирьят-Анавим, служившая Ѓагане тюрьмой для похищенных членов Эцел.

Операция «Сезон» — операция, проведённая в 1945 году в Палестине руководством ишува против радикальных еврейских подпольных организаций сионистов-ревизионистов Эцел (Иргун) и Лехи.

История операции

В январе 1944 г. глава Эцел Менахем Бегин провозгласил возобновление войны против британских мандатных властей Палестины, прекращенной с началом Второй мировой войны (еще раньше, осенью 1943 г., войну возобновила Лехи), ввиду того, что они продолжали политику ограничения еврейской иммиграции в Палестину.

Эцел совершила нападение на арабскую радиостанцию в Рамалле и на полицейские участки в Тель-Авиве и Хайфе. При этом Эцел пользовалась поддержкой даже части левых сионистов, разочарованных тем, что Британия проводила политику ограничения еврейской иммиграции и ничего не делала для помощи европейским евреям во время Холокоста. Однако руководство ишува было настроено категорически против, не желая ссориться с английскими властями.

В сентябре 1944 года состоялась встреча Бегина с командирами Хаганы Моше Сне и Элияhу Голомбом. Сне потребовал от Эцел прекратить действия против англичан как самовольные, не одобренные руководством ишува.

Голомб угрожал развязать против Эцел и Лехи гражданскую войну и свалить потом ответственность на них же: "Это вопрос пропаганды и информации". Бегин отказался рассматривать проблему в плане борьбы за контроль над ишувом и обещал полное подчинение руководству Еврейского агентства, когда оно выступит на войну за независимость. Он заявил о продолжении борьбы Эцел против мандатных властей.[1]

6 ноября 1944 г. в Каире двумя террористами Лехи был убит член британского кабинета лорд Мойн. Мойну было поручено осуществление Белой Книги, что обещало ожесточенную борьбу против еврейской иммиграции. Немедленно после убийства Мойна, руководство ишува объявило войну террористам, призвав население сообщать о них полиции, не оказывать им никакой помощи, изгонять с работы и из учебных заведений и пр.

По словам Вальтера Лакера, «политические соображения заставили лидеров сионизма выступить против террористов: эти диссиденты могли нанести тяжелый, а возможно, и непоправимый ущерб сионистской политике. Террористы отказывались подчиняться внутренней дисциплине и пытались навязывать свои правила выборному руководству ишува; в таких условиях сионисты не могли проводить эффективную внешнюю политику».[2]

Руководством ишува была провозглашена охота на ревизионистов. Перед началом операции 170 бойцов Пальмаха прошли специализированный курс по тактике антитеррористических операций[3]. С помощью разведывательной службы Хаганы, Шай, были составлены списки подозреваемых. Списки передавались властям, кроме того, Хагана и в особенности ее ударные отряды Пальмах похищали бойцов Эцел и Лехи и либо передавали их англичанам, либо держали в наскоро оборудованных тюрьмах в киббуцах, где они подвергались пыткам.

Особенно вопиющим был случай с начальником разведки Эцел Яаковом Тавином, которого похитили на улице в Тель-Авиве в феврале 1945 г. и на протяжении полугода держали в тюрьме, подвергая пыткам. Практика похищений вызвала всеобщее осуждение в еврейском обществе, она была резко осуждена в заявлении Главного раввината.

Офицером связи по выдаче британским властям бойцов Эцел и Лехи был Тедди Колек.

«Сохнут» направлял письма в ректорат Еврейского университета и на различные профессиональные курсы с требованием отчислить всех студентов, подозреваемых в сочувствии к организациям ЭЦЕЛ и ЛЕХИ. Хаим Вейцман требовал от британских властей ареста Менахема Бегина, Ицхака Шамира и еще 800 членов ЭЦЕЛ и ЛЕХИ.[4]

Еврейское агентство воспользовалось «Сезоном» также для сведения собственных политических счетов. В письме от 1 марта 1945 г. комиссар Министерства колоний следующим образом подводил итоги кампании:

« 1. В общей сложности, Еврейское агентство предоставило пока что данные на 830 подозреваемых, из которых к настоящему моменту было обнаружено и задержано 337. Из них 241 подходят под действие Чрезвычайного Положения, остальные были освобождены под надзор либо безоговорочно.

2. К сожалению, Еврейское агентство в списки так называемых террористов по-прежнему включает множество людей, которые не имеют связей террором, но политически считаются нежелательными для Еврейского агентства. Это усугубляет трудности, полиция не может отделять овец от козлищ

»

Арестованные англичанами были главным образом высланы в лагеря в Эритрее. Кроме тех, кто были арестованы, множество лиц было уволено с работы и исключено из учебных заведений. Бегин старался смягчить ситуацию, призывая своих сторонников воздержаться от «братоубийственной войны». Так или иначе, к марту 1945 г. боевая деятельность ревизионистов была парализована.

Некоторые офицеры Хаганы (среди них, будущий министр иностранных дел Игаль Алон), отказались участвовать в подобной операции. Операция была прекращена после того, как такое неподчинение угрожало принять массовый характер.

В мае 1945 г. Эцел возобновила борьбу против англичан, а в октябре того же года к ней присоединилась и Ѓагана, составившая с Эцел и Лехи «Объединенное Сопротивление».

Примечания

  1. Prof. Yehuda Lapidot ETZEL
  2. Вальтер Лакер. История сионизма. М., Крон-Пресс, 2000, стр. 785
  3. The life and times of Menachem Begin By Amos Perlmutter, стр.155, ISBN 9780385189262
  4. Пётр Люкимсон. ГЕУЛА КОЭН ОБ ИЗРАИЛЕ, О ТЕДДИ КОЛЕКЕ, АРИЭЛЕ ШАРОНЕ, ЭХУДЕ ОЛЬМЕРТЕ И О МНОГОМ ДРУГОМ. "Еврейский обозреватель" за июнь 2007 г.

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Иргун цваи леумми в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Бегин в ЭЕЭ