Багдадский погром (1941)

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Фархуд»)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Братская могила жертв Фархуда. Фото 1946 г.
"Молящийся". Памятник в Рамат-Гане жертвам Фархуда. Фото Авишая Тайхера.

Багдадский погром 1941 г., известный также как Фархуд, араб. الفرهود‎‎, «экспроприация» — погром, произошедший в Багдаде 1-2 июня 1941 г.

Содержание

Основные сведения

В годы Второй мировой войны под влиянием нацистской пропаганды, активно распространявшейся прогерманскими кругами общественности Ирака, а также бывшим иерусалимским муфтием Хаджем Амином ал-Хусейни, нашедшим убежище в Ираке, враждебность к евреям резко усилилась.

1–2 июня 1941 г., после антибританского переворота Рашида Али ал-Гайлани, сторонника нацистской Германии, толпа в Багдаде при попустительстве армии и полиции устроила погром.

Согласно разным свидетельствам, от 120 до 180 евреев были убиты и около 800 — ранены, осквернены синагоги. Израильский музей вавилонского наследия сообщает, что еще около 600 неопознанных жертв были похоронены в братской могиле. Погромщики захватили имущество на сумму около $4 миллионов.

Погромы были прекращены с прибытием британских войск.

Тысячи евреев покинули Багдад, большинство из них уехало в Индию и Палестину. Однако вскоре положение евреев в Багдаде улучшилось, и некоторые евреи вернулись.

Исторический фон и детали события

Вспышка насилия со стороны толпы против багдадского еврейства, известная как Фархуд (арабский термин, который лучше всего переводится как «погром» или «насильственное лишение собственности»), разразилась 1 июня 1941 года. Это был поворотный момент в истории евреев в Ираке.

В 1940-х годах в Ираке проживало около 135 000 евреев (почти 3% всего населения), из них около 90,000 — в Багдаде, 10 000 — в Басре, а остальные были разбросаны по многим небольшим городам и деревням.

Еврейские общины существовали в этом регионе с 6 века до нашей эры, за сотни лет до того, как мусульманские общины обосновались в Ираке в 7 веке. Евреи разделяли арабскую культуру со своими соседями-мусульманами и христианами, но жили отдельными общинами. Еврейская ассимиляция в мусульманском обществе была редкостью.

С созданием иракского государства под британским мандатом в 1921 году евреи стали полноправными гражданами и получили право голосовать и занимать выборные должности. Еврейская община имела от четырех до шести представителей в парламенте и одного члена в сенате.

Общину возглавлял президент раввин Сасон Хедури (1933-1949; 1954-1971), выборный совет из 60 членов и два исполнительных комитета — духовный комитет по религиозным вопросам и светский комитет по управлению светскими делами общины, общественные организации. В его элиту входили также высокопоставленные чиновники, видные поверенные и сановники, богатые купцы. Этот статус евреев не изменился в 1932 году, когда Ирак получил независимость под неформальным британским правлением.

До Фархуда Багдад был образцом мирного сосуществования евреев и арабов. Евреи составляли примерно одну треть населения города в 1941 году, и большинство из них считали себя в первую очередь иракцами, а во вторую — евреями.

Весной 1941 года Британия переживала один из худших периодов Второй мировой войны. Большая часть Европы пала перед войсками Оси, немецкие самолеты бомбили британские города во время Блица, а немецкие подводные лодки наносили огромный урон британскому судоходству.

Изгнав британцев из Ливии, Африканский корпус под командованием генерала Эрвина Роммеля расположился лагерем вдоль египетской границы и приготовился продвигаться на восток к Суэцкому каналу. Немецкий вермахт (вооруженные силы) вытеснил британцев из Греции и Крита, уничтожив их последний плацдарм в континентальной Европе. Британские шансы на победу в войне казались небольшими.

Такие катастрофические неудачи серьезно повлияли на британское присутствие на Ближнем Востоке. С июня 1940 года правительство Виши контролировало Сирию и Ливан, и среди местной правительственной бюрократии Египта преобладали настроения сторонников Оси.

В этом контексте Рашид Али аль-Кайлани, антибританский националистический политик из одной из ведущих семей Багдада, осуществил военный переворот против пробританского правительства в Ираке 2 апреля 1941 года. Его поддержали четыре высокопоставленных армейских офицера по прозвищу «Золотой квадрат» и бывший муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни. С момента своего прибытия в Багдад в октябре 1939 г. в качестве беженца после неудавшегося палестинского восстания (1936–1939 гг.) аль-Хусейни был в авангарде антибританской деятельности.

После переворота сторонники свергнутого пробританского правления во главе с регентом Абд аль-Илахом и министром иностранных дел Нури аль-Саидом бежали в Трансиорданию. В Ираке Рашид Али аль-Кайлани сформировал прогерманское правительство, получив поддержку иракской армии и администрации. Он надеялся, что победа Оси в войне будет способствовать полной независимости Ирака.

Подъём этого прогерманского правительства угрожал евреям в Ираке. Нацистское влияние и антисемитизм уже были широко распространены в Ираке, во многом благодаря присутствию немецкой миссии в Багдаде, а также влиятельной нацистской пропаганде, которая принимала форму радиопередач на арабском языке из Берлина.

«Майн кампф» была переведена на арабский язык Юнисом ас-Сабави и опубликована в местной газете «Аль-Алам аль-Араби» («Арабский мир») в Багдаде в 1933–1934 годах. Юнис ас-Сабави также возглавлял «Футтува», довоенное молодежное движение, находившееся под влиянием Гитлерюгенда из Германии. После государственного переворота ас-Сабави стал министром в новом иракском правительстве.

Обеспокоенные тем, что Ирак как плацдарм сторонников Оси на Ближнем Востоке вдохновит другие арабские страны, и все более обеспокоенные тем, что их доступ к нефтяным запасам, а также их коммуникации и транспортные пути в Индию теперь находятся под серьезной угрозой, британцы решили оккупировать страна.

19 апреля подразделения британской армии из Индии высадились в Басре, в то время как войска Арабского легиона под командованием Великобритании (Habforce) двинулись на восток в Ирак из Трансиордании. К концу мая иракский режим рухнул, а его лидеры бежали сначала в Иран, а оттуда в оккупированную Германией Европу.

Поскольку британцы не хотели вмешиваться во внутренние дела Ирака, они предпочли, чтобы иракские войска, верные регенту Абд аль-Илаху, первыми вошли в города Ирака. Британские власти также надеялись передать контроль над Ираком непосредственно регенту и его правительству.

Заняв в середине мая Басру, англичане отказались войти в город, в связи с чем происходили широкие грабежи товаров в магазинах на базарах, многие из которых принадлежали евреям. Арабские знатные люди посылали ночных сторожей для защиты еврейских владений, и многие давали евреям убежище в своих домах.

В Багдаде результаты этой политики были гораздо более тяжелыми. Днем 1 июня 1941 года, когда регент и его окружение вернулись в Багдад, а британские войска окружили город, евреи считали, что опасность со стороны пронацистского режима миновала. Они решили отпраздновать традиционный еврейский праздник урожая Шавуот. Вспыхнули беспорядки, направленные против евреев Багдада. Эти беспорядки, известные как Фархуд, продолжались два дня и закончились 2 июня 1941 года.

Иракские солдаты и полицейские, поддержавшие государственный переворот Рашида Али аль-Гайлани в апреле, и молодые люди из Футтува, симпатизировавшие Оси, спровоцировали беспорядки и возглавили их. В отличие от предыдущих инцидентов, бунтовщики сосредоточились на убийствах. На еврейских домах был нарисован красный знак в виде руки («хамса»), чтобы обозначить их.

Многие мирные жители Багдада и бедуины с окраин города присоединились к мятежникам, приняв участие в насилии и разделив добычу. За два дня насилия бунтовщики убили от 150 до 180 евреев, ранили еще 600 и изнасиловали неопределенное количество женщин.

Они также разграбили около 1500 магазинов и домов. По оценкам лидеров общины, непосредственно от погрома пострадало около 2500 семей — 15% еврейской общины Багдада. Согласно официальному отчету комиссии по расследованию инцидента, 128 евреев были убиты, 210 ранены, повреждено более 1500 предприятий и домов. Израильский музей вавилонского наследия сообщает, что еще около 600 неопознанных жертв были похоронены в братской могиле.

В трагическом повороте истории оказывается, что британская армия могла бы вмешаться, чтобы остановить насилие. 1 июня британская кавалерия находилась всего в 13 км от города, приехав из Палестины и Египта по приказу не допустить попадания иракской нефти в руки нацистов.

«К стыду Британии, армия была остановлена», — говорит историк Тони Рокка, соавтор книги «Воспоминания об Эдеме» Виолетты Самаш, пережившей Фархуд.

«Сэр Кинахан Корнуоллис, посол Великобритании в Багдаде, по личным причинам сдерживал наши силы в прямом неповиновении приказу Уинстона Черчилля взять город и обеспечить его безопасность. Вместо этого сэр Кинахан вернулся в свою резиденцию, где ужинали при свечах и играли в бридж».

Мэр Багдада и полиция, верная иракской монархии, предприняли попытку остановить погром и ввели комендантский час в 17:00 2 июня. По замеченным погромщикам открывали огонь без предупреждения, убили несколько сотен из толп на улицах. Благодаря таким мерам погром удалось остановить.[1]

Причины Фархуда были политическими и идеологическими. С одной стороны, руководители этого погрома называли евреев пособниками британских властей и оправдывали насилие в отношении мирных евреев, связывая его с борьбой иракского национального движения против британского колониализма.

Другие арабские националисты также воспринимали багдадских евреев как сионистов или сочувствующих сионистам и оправдывали нападения реакцией на арабо-еврейский конфликт в Палестине. Тем не менее, убийство беспомощных евреев, в том числе женщин и детей, было беспрецедентным явлением, противоречащим мусульманскому праву. В этой ситуации антисемитская идеология, частично заимствованная из нацистской пропаганды, помогла узаконить убийства евреев в Ираке.

Последствия этого погрома ошеломили еврейскую общину Багдада. Багдадские евреи, как правило, безоружные, не имеющие военной подготовки и навыков самообороны, чувствовали себя уязвимыми и беспомощными. Многие решили покинуть Ирак. Сотни бежали в Иран, другие отправились в Бейрут, а некоторые даже получили временные визы в Индию.

Несколько сотен евреев пытались добраться до Палестины, но большинство из них были вынуждены остановиться в какой-то момент по пути либо из-за иракской полиции, которая не позволяла евреям иммигрировать в Палестину, либо из-за палестинской полиции, обеспечившей соблюдение строгих иммиграционных квот (Белая книга 1939 г.). Но большинство беженцев вернулись в Багдад после того, как политическая ситуация стабилизировалась и иракская экономика снова начала процветать.

Еврейская община в Багдаде пережила быстрое возвращение к экономическому процветанию под британской оккупацией в оставшиеся годы войны. Состоятельные багдадские евреи и денежные переводы иракских еврейских эмигрантов внесли значительный вклад в восстановление торговли и восстановления собственности.

В качестве дополнительного стимула для возвращения беженцев иракское правительство выплатило компенсацию жертвам общины в размере 20,000 динаров. Но эмоциональные и психологические раны, нанесенные Фархудом, не так-то просто было залечить. Многие члены общины оставались в состоянии глубокого шока, который подорвал их чувство безопасности и стабильности, что в конечном итоге заставило их задуматься о своем месте в багдадском обществе.

После Фархуда еврейские лидеры также столкнулись с трудной политической дилеммой. Фархуд продемонстрировал, что многие представители арабского националистического движения, религиозных и консервативных правых воспринимали евреев как пособников и бенефициаров британского колониализма и его предполагаемых иракских марионеток.

С другой стороны, еврейские лидеры были хорошо интегрированы в городское общество Багдада. Некоторые занимали государственные должности, другие занимали видное место в экономической жизни, и у многих были дружеские отношения с политиками и лидерами. Более того, враждебность арабских националистов к евреям только усилила их зависимость от пробританского режима.

Поэтому еврейские лидеры предпочли преуменьшить потенциальную опасность и, как правило, отговаривали общественных активистов от шагов, которые могли бы спровоцировать реакцию арабских националистов. Еврейские лидеры предпочитали тихую, личную, непрямую дипломатию открытой политической активности. Евреи в парламенте проводили ту же политику: они никогда не голосовали против иракского правительства и никогда публично не защищали права еврейского меньшинства.

Интеллигенция среднего класса в еврейской общине также столкнулась с глубоким политическим и культурным кризисом. Образованные, в целом состоятельные и активные журналисты, писатели и поэты, еврейские интеллектуалы в Багдаде считали себя партнерами в создании иракской культуры; теперь они чувствовали себя отвергнутыми и преданными. Их вера в перспективу интеграции евреев в иракское общество потерпела серьезный удар.

Еще более глубоким было чувство разочарования среди молодежи. Кровопролитие побудило многих из них отказаться от осторожной политики традиционного руководства и отреагировать радикально. Националистов среди них привлекало сионистское движение; молодые еврейские социалисты искали смысла в коммунистической партии.

В то время как первые представляли себе будущее в Палестине, вторые представляли себе справедливый и социалистический порядок для всех людей с триумфом социализма в Ираке. Молодые люди, не отождествлявшие себя ни с одним из лагерей, стремились эмигрировать в Соединенные Штаты, Англию, Францию, Канаду и другие страны Запада.

В самом Ираке несколько групп молодых людей сформировали организации самообороны и пытались вооружиться. Эти организации были основой организации «Ѓагана» (оборона) в Ираке, которая функционировала до 1951 года.

Фархуд в конечном итоге усилил беспокойство среди багдадских евреев, которые теперь беспокоились о победах Оси в войне, эскалации насилия в Палестине, растущей иракской националистической оппозиции и уходе британцев из Ирака. Фархуд также ознаменовал собой новую эру мусульманско-еврейских отношений в Ираке, когда дискриминация и унижение еще больше усугубились опасениями по поводу прямой физической угрозы выживанию евреев.

Среди арабов всё это событие было подавлено и почти забыто. Арабские писатели того времени лишь туманно упоминали о Фархуде и объясняли это следствием сионистской деятельности на Ближнем Востоке. Напротив, иракские евреи теперь осознали, что угрозы еврейским жизням существуют не только в Европе, но и на Ближнем Востоке.

В 1943 году из-за продолжающихся убийств европейского еврейства, а также из-за антисемитизма в арабских странах еврейские общины Ирака были включены в сионистские планы иммиграции и создания еврейского государства.

К 1951 году, через десять лет после Фархуда, большая часть иракской еврейской общины (около 124 000 евреев из 135 000) иммигрировала в Государство Израиль.

В 2014 году иракские евреи, пережившие Фархуд и репатриировавшиеся в Израиль, подали иск в суд, требуя признать их жертвами нацизма.[1]

Литература

  • Martin Gilbert. The atlas of Jewish history, William Morrow and Company, 1993. pg. 114. ISBN 0688122647.
  • Cohen, Hayyim (1966). The Anti Jewish Farhud in Baghdad 1941. (Middle Eastern Studies, 3, 2-17)
  • Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries. (Praeger/Greenwood) ISBN 0-275-97134-1
  • Shamash,Violette (2008,2010) «Memories of Eden: A Journey Through Jewish Baghdad.»(Forum Books, London; Northwestern University Press, Evaston, IL, USA) ISBN 978-0-9557095-0-0
  • Shenhav, Yehouda (2002). Ethnicity and National Memory: The World Organization of Jews from Arab Countries (WOJAC) in the Context of the Palestinian National Struggle. (British Journal of Middle Eastern Studies. 29 (1), 27-56)
  • Kedouri Elie (1974) The Sack of Basra and the Farhud in Baghdad, (Arabic Political Memoirs. London), pp. 283—314.
  • Meir-Glitzenstein Esther (2004). Zionism in an Arab Country: Jews in Iraq in the 1940s. (London and New York: Routledge)
  • Zvi Yehuda and Shmuel Moreh (Ed.): Al-Farhud: the 1941 Pogrom in Iraq. (Magnes Press and The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism), 1992 Hebrew, 2010 English: plus the Babylonian Jewish Heritage Center as editor: ISBN 978-965-493-490-9, e-book: ISBN 978-965-493-491-6

Примечания

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Багдад в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ирак в ЭЕЭ