Азарьяhу, Сара

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 20/12/2024
Сара Азарьяhу
שרה עזריהו
Портрет
в 1933 году
Имя при рождении:

Сара Меирова

Род деятельности:

общественная активистка

Дата рождения:

17 июля 1873(1873-07-17)

Место рождения:

Даугавпилс

Гражданство:

Израиль

Дата смерти:

22 октября 1962(1962-10-22) (89 лет)

Место смерти:

Афиким (кибуц)

Сара Азарьяhу (שרה עזריהו, Меирова, 1873, Даугавпилс - 1962, Афиким (кибуц)) - активистка движения за права женщин в Израиле.

Содержание

Биографические сведения

Сара Азарьяhу родилась в 1873 году в городе Двинске в семье в семье Блюма Гельвита Эйзенштейна и Шмарьяhу Меирова. Получила еврейское и общее образование у частных преподавателей.

Интересовалась русской литературой и произведениями еврейских авторов (Ахад hа-Ама, Пинскера).

Желая поднять свой статус в семье, стала зарабатывать преподавательством.

В то же время после волны погромов 1880-х годов её привлек сионизм, и в 1892 году она вместе с другом основала объединение «Дочери Сиона» по примеру аналогичной группы, созданной в то время в Вильнюсе. В ассоциации девушки изучали иврит, культуру и историю народа Израиля, а кроме того, собирали и распространяли новости о том, что происходит в Земле Израиля.

Осенью 1897 года Сара впервые приехала в Эрец-Исраэль. Ранее ее младшую сестру Яхну (больную болезнью легких) отправили туда, надеясь, что климат страны поможет ей выздороветь. В Израиле она заразилась малярией, и Сару отправили забрать ее домой. В этот визит она успела побывать в колониях Реховот и Ришон ле-Цион, в школах Альянса и Микве Исраэль. Через несколько месяцев она вернулась с больной сестрой в Россию в 1898 г.

После смерти сестры весной того же года она закончила учительские курсы и получила право преподавать. В 1900 году уехала в Петербург, чтобы учиться в университете, в который принимали женщин..

Но так как ей не удалось получить разрешение на проживание в городе, она отложила учебу. Работала в школах Люблина и Варшавы. Её наконец приняли учиться в Бернском университете (на факультете педагогики). Она уехала туда вместе с мужем Йосефом Озерковским, за которого вышла в 1901 году.

Там родился их старший сын Яаков. Свое пребывание в Швейцарии они посвятили сионистской деятельности и приобретению знаний в области образования, с целью однажды основать учебное заведение в Земле Израиля. В декабре того же года она и Йосеф были избраны делегатами Пятого сионистского конгресса в Базеле.

Закончив университет в 1904 году, она работала директрисой еврейской женской гимназии в Голте. В 1905 году она с мужем получила приглашение работать в Эрец-Исраэль. Йосеф поехал первым, а Сара с сыном осталась до конца учебного года и пережила волну погромов 1905 года в Украине.

В 1906 году Сара и ее сын приехали в Израиль в колонию Реховот, где Йосеф работал учителем. Летом того же года они переехали в Яффо, и оба преподавали иам в женской школео. Сара была первой учительницей, преподававшей общие предметы - географию и арифметику, которые в то время преподавали мужчины, и ее зарплата была равна зарплате учителя-мужчины.

Два года спустя Сара и Йосеф присоединились к ядру, основавшему Ахузат Байт (будущий Тель-Авив), и они построили свой дом на улице Ахад hа-Ам. В Тель-Авиве у них родились дочь Тахья (1907) и сын Гидеон (1912 г., умерший молодым).


Сара и её муж жили в Тель-Авиве на улице Эхад hа-Ама и работали учителями (считались одними из лучших). В 1912 году Йосеф Озерковский принимал участие в боях с арабскими бандитами, нападавшими на еврейские мошавот.

В 1915 году семья переехала в Хайфу. Йосеф руководил школой Реали, а Сара преподавала в школе в Хайфе. Там родился их четвертый сын Арнан (1917 г., ветеран Пальмаха и член рабочего движения).

После Первой мировой войны экономическое положение еврейского ишува было тяжелым. Сара столкнулась с экономическими трудностями и лишениями, от которых страдали в основном женщины, принадлежавшие к старому поселению, где женщины выходили замуж в молодом возрасте и поэтому большинство из них не учились и финансово зависели от мужчин, которые содержали их, при этом им была поручена забота о доме. Она занималась помощью таким женщинам.

Когда в общине Хайфы были назначены местные выборы в общественный комитет, Сара узнала о противодействии мужчин участию женщин в этих выборах. Она организовала «Женскую ассоциацию» для борьбы за избирательное право для еврейских женщин. Женская кампания убеждения оказалась успешной, и на выборах, состоявшихся зимой 1919 года, женщины приняли участие в голосовании, и Рэйчел Лунц была избрана членом комитета.

В 1919 году Сара и ее семья переехали в Иерусалим. Йосеф был назначен руководителем сети популярных школ Департамента образования Сионистской организации, а Сара руководила школами для девочек.

В городе она также присоединилась к Женской ассоциации в Иерусалиме, которая работала над продвижением статуса женщин во всех областях. В то время еврейское поселение начало создавать учреждения, которые представляли бы поселение по отношению к британским властям.

Было решено провести выборы в учредительное собрание в июне 1919 года, на которых «каждый мужчина и женщина в возрасте двадцати лет и старше будут участвовать в выборах народных делегатов в учредительное собрание». Но решение разрешить женщинам голосовать и быть избранными вызвало сильную оппозицию и стал яблоком раздора между ультраортодоксальными партиями и движением Мизрахи, а также лейбористскими партиями и гражданским обществом.

В свете этого противодействия Сара и ее друзья решили создать Союз еврейских женщин за равные права в Эрец-Исраэль, который объединил бы под своим началом женщин всего еврейского ишува. Их лозунгом было: «Одна конституция и один закон для всех мужчин и женщин».

Ассоциация провела свое первое собрание в Иерусалиме зимой 1920 года в Доме городского совета. Роза Вельт-Штраус (врач и активистка за права женщин в Соединенных Штатах и ​​​​Земле Израиля) была избрана президентом. организации, а Сары Азарьяhу секретарём Союза.

Выборы в институты ишува несколько раз откладывались, причем одной из главных причин было противодействие ультраортодоксов участию женщин в выборах. Наконец, выборы состоялись в 1920 году с участием Мизрахи и ультраортодоксальных кругов, которые считали, что добились успеха в политическом процессе, отменили право голоса для женщин.

Вопреки ожиданиям ультраортодоксов, на этих выборах в Учредительное собрание прошли 14 женщин, причем ультраортодоксальных. Ортодоксы потребовали провести в течение шести месяцев новые выборы без участия женщин. Когда их требование было отклонено, они демонстративно покинули первое заседание избранного собрания.

Кризис вновь разразился на второй сессии Учредительного собрания, созванной в марте 1922 года. К ультраортодоксам, отказавшимся участвовать в этой сессии, присоединились также члены движения Мизрахи и некоторые представители фермеров и комитетов Мизрахи. Чтобы не допустить раскола среди еврейской общины, движение Мизрахи предложило провести референдум о праве женщин быть избранными.

Эта идея вызвала большой гнев среди членов Союза, и они назвали это решение «позорным шагом и оскорбление всего ишува в Израиле». Они призвали общественность бойкотировать референдум и обратились за помощью к международным женским организациям.

В марте 1924 года они объявили день пропаганды прав женщин в Израиле. Женщины участвовали в мероприятиях по всей стране с все слои ишува, но участвовали и мужчины, выступавшие против референдума и за гражданское равенство женщин.

После многих отсрочек в середине июня 1925 года собралась третья сессия Собрания избранных. Представители, надеявшиеся, что «вопрос» теперь будет наконец решен, были удивлены, узнав о секретном соглашении, подписанном между ультраортодоксами и руководством Национального комитета, согласно которому было установлено, что избирательное право женщин является религиозным вопросом и не может быть решено демократическим путем.

Соглашение встретило сильное сопротивление со стороны большинства делегатов, и при голосовании оно было отклонено и было принято решение провести новые выборы на основе равенства. Ультраортодоксы заявили, что не будут участвовать и во избежание раскола снова была выдвинута идея референдума, и он был назначен на 8 ноября 1925 года.

Референдум не состоялся из-за противодействия раввинов, и выборы были проведены с участием женщин и движения Мизрахи (без ультраортодоксов) в декабре 1925 года. На этих выборах 25 женщин были избраны (из 221 избранного), а в Национальный комитет были избраны четыре женщины (из 38 членов): Сара Азарьяhу, Эстер Явин, Рахель Янаит-Бенцви и Ада Маймон, все ветераны-феминистки.

15 января 1926 года, по итогам первой сессии Второго выборного собрания, были утверждены равные права женщин во всех отраслях гражданской, политической и экономической жизни. Они были официально объявлены, и с тех пор больше не подвергались сомнению.

В 1926 году семья вернулась в Тель-Авив. Сара оставила преподавательскую деятельность и посвятила свое время деятельности в собрании избранных и борьбе за расширение прав женщин. В течение десяти лет она работала в юридических отделах ассоциации, где защищала права замужних женщин и их детей в случаях семейных конфликтов, боролась с явлением детских браков и боролась за закон, определяющий минимальный возраст для вступления девушек в брак.

Сара занимала должность «адвоката для женщин». Это включало представление женщин в раввинском суде в борьбе с тиранией и защите прав женщин. Она работала над созданием светских еврейских судов, поскольку выступала против дискриминационных решений в пользу мужчин в раввинских судах, а в 1930 г. работала судьей еврейского мирового суда.

В 1954 году Сара Азариау переехала в кибуц Афиким. Она умерла 22 октября 1962 года. Похоронена на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве рядом с мужем.

В Тель-Авиве есть переулок Сары Азарьяhу.[1]

См. также

Примечания

Источники