Комментирование Талмуда
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
20/12/2010 | |
Комментирование Талмуда. Комментирование Талмуда включает в себя верификацию текста, разъяснение содержания, установление правил извлечения галахического вывода. Комментирование как творческий процесс, основанный на доскональном изучении талмудического текста, параллелей и взаимодополняющих мест, нашел свое выражение в трудах гаонов, комментарии которых являются своеобразным продолжением исследовательской работы савораев; объяснения сугийот рассчитаны на просвещенного читателя, знакомого с талмудическим текстом, с его языком и его природой.
В центре талмудической учености — Вавилонии — не было потребности в полном нормативном комментарии к Талмуду, так как в иешивах продолжалась традиция устного изучения и толкования Талмуда, его язык был разговорным языком, и его терминология была понятна. Однако с распространением Вавилонского Талмуда в общинах, далеких от Вавилонии, возникла необходимость в комментарии, который систематически объяснял бы текст, язык, терминологию и характер талмудических дискуссии.
Содержание |
Ранние комментарии
Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии. Во времена рабби Са‘адии Гаона по заказу различных общин были написаны первые комментарии, последовательно объяснявшие талмудический текст, однако лишь немногие фрагменты этих комментариев дошли до наших дней. Так, сохранился полный комментарий к разделу Тохорот неизвестного автора и фрагменты комментариев рабби Са‘адии Гаона, рабби Шриры бен Ханины Гаона, рабби Хая бен Шриры Гаона, рабби Шмуэля бен Хофни (умер в 1013 г.) — все они собраны в книге «Оцар hа-Геоним». В Кайруане рабби Ханан’эль бен Хушиэль (умер в 1055 г. или в 1056 г.) написал комментарий к Талмуду на смеси иврита и арамейского языка, объясняя трудные места талмудической дискуссии. Одновременно рабби Ниссим бар Я‘аков ибн Шахин (родился, по-видимому, в 990 г. – умер в 1062 г.) из Кайруана создал свой комментарий, который был написан на арабском языке и содержал сравнительную характеристику источников талмудической дискуссии, объяснения слов и терминов, представлявшихся автору сложными. Оба комментария не охватывают весь талмудический текст.
Комментирование Талмуда достигло высот в еврейских общинах Франции и Германии. Основной комментарий к Талмуду зародился в бет-мидраше рабби Гершома Меора hа-Гола и в иешивах его учеников рабби Я‘акова бен Якара (умер в 1064 г.) и рабби Иехуды из Майнца. Некоторые ранние комментаторы, такие, например, как рабейну Гершом из Майнца (10 в) и рабейну Хананель (ранний 11 век) авторы комментариев к разлчиным трактатам. Эти комментарии облегчают понимание текста. Другой важной работой является «Книга ключа» («Сефер а мафтеах») Ниссима Гаона, в предисловии к ней разъясняются различные формы талмудической аргументации, а также истолковываются краткие и темные отрывки при помощи отсылок на параллельные места, где те же идеи изложены более подробно и полно. До нашего времени дошли комментарии (хидушим) Йосефа ибн Мигаша к двум трактатам: Бава Батра и Шевуот, основанные на трудах Хананеля и Альфаси, как и компиляция Зехарьи Агамати («Сефер hа Нер»). Рабби Натан бен Йехиэль создает в 11 веке словарь «Арух», для облегчения понимания трудных слов.
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий Раши (рабби Шломо бен Ицхак 1040-1105). Он стал пособием, в равной степени ценным для ученых и начинающих. Комментарий Раши краток, лаконичен, прост, понятен и покрывает почти весь текст Талмуда, не минуя ни одного сколько-нибудь сложного места. Зачатки этого комментария содержались в конспектах, которые Раши делал на уроках рабби Я‘акова бен Якара и рабби Иехуды из Майнца. Раши уделил внимание также творчеству рабби Гершома. Собрав огромный материал, созданный его предшественниками, Раши обработал его, развил и придал ему законченную форму. Этот комментарий Раши получил широкое распространение, вытеснив многое из написанного его предшественниками; Раши проложил дорогу новым методам комментирования и изучения Талмуда.
В иешивах Рейна, Лотарингии, Шампани были созданы Тосафот — комментарий аналитико-критического свойства, включающий ряд галахических новелл (хиддушим), возникших на основе талмудических сугийот. Тосафот — продукт коллективного творчества авторов, работавших в 12–13 вв. во Франции и Германии. Первым поколением авторов Тосафот были ученики Раши, видевшие в своем творчестве добавления (тосафот) к творению учителя. Однако по мере развития и становления комментарий Тосафот приобрел самостоятельное значение. Со времен первых печатных изданий талмудический текст сопровождается комментарием Раши с правой стороны листа и комментарием Тосафот — с левой.
Среди основателей школы тосафистов были рабби Яаков бен Меир (известный как раббейну Там, внук Раши и племянник раббейну Тама рабби Ицхак бен Шмуэль . Комментарии тосафот были собраны в разные издания различными школами. Во Франции это был сборник рабби рабби Элиэзера из Тука , в Испании - сборник раббейну Ашера (тосафот hа Рош). Тосафот печатающиеся в стандартном виленском издании Вавилонского Талмуда - отредактированная версия, составленная из различных средневековых собраний, преимущественно собрания Элиэзера из Тука.
Со временем подход тосафистов распространился по всем еврейским общинам, в особенности в Испании. Это привело к сочинению многих других комментариев в подобном стиле. Среди них комментарии Нахманида (Рамбана), Шломо бен Адрета (Рашба), Йом Това из Севильи (Ритва) и Ниссима из Героны (РАН). Обширная онтология, содержащая отрывки из этих комментариев – «Шита Мекубецет» Бецалеля Ашкенази.
Другие комментарии, писавшиеся в Испании и Провансе, не испытали на себе влияния стиля тосафистов. Два наиболее значительных из них – «Яд Рама» рабби Меира Абулафьи (дядя каббалиста Авраама Абулафьи) и «Бейт hа Бехира» Менахема Меири , обычно его называют Меири. Комментарий «Бейт hа Бехира» сохранился ко всему Талмуду, тогда как «Яд Рама» - только для трактатов Санhедрин, Бава Батра и Гиттин. Подобно комментариям Рамбана и пр. эти комментарии обычно печатаются отдельным изданием, хотя некоторые издания талмуда включают «Шита Мекубецет» в сокращенной форме.
Ряд важных комментариев к Талмуду был составлен сефардскими и прованскими комментаторами (Ицхак ибн Гиат, Ицхак бен Альбалия, Маймонид, Иосеф Ибн Мигаш, Аврахам бен Давид из Поскьера, Ионатан из Люнеля, Иона из Геронды, Зрахия Леви). Эти авторы заканчивают так называемую эпоху первых комментаторов — ришоним.
Галахические извлечения
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби Ицхак Альфаси (Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие высказывания мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби Ашера бен Йехиэля (ум. в 1327).
Комментарии ахароним
С 16 в. и до нового времени продолжалась эпоха ахароним, которые в основном занимались не непосредственным анализом талмудических сугийот, а обсуждали сказанное ришоним и приходили к определенному мнению относительно самих сугийот. В отличие от ришоним, которые стремились достичь простого, буквального понимания проблемы максимальным приближением к существу изучаемой темы, у ахароним преобладало пристальное вглядывание в мельчайшие детали изучаемого, немалая часть их творчества — пилпул, нередко центральное место в комментарии занимает проблема, не относящаяся непосредственно к обсуждаемому тексту.
Рабби Шмуэль Эли‘эзер Эдельс, живший в Польше в 16 в., в своем комментарии «Хидушшей hалахот» («Галахические новеллы») объясняет позиции Раши и авторов Тосафот, других ришоним, а также непосредственно талмудический текст. Ему же принадлежит комментарий «Хиддушей аггадот» («Аггадические новеллы»), посвященный комментированию Аггады, содержащейся в Вавилонском Талмуде.
Позднейшие комментарии: Маhаршала (Шломо Лурия), Маhарама (Меир Люблин) и Маhарша (Шмуэль Эдельс) обычно печатаются в конце издания трактата.
Очень полезный инструмент для изучения Вавилонского Талмуда который содержится практически во всех его изданиях - примечания на полях каждого листа : Тора Ор , Эйн Мишпат, Нер Мицва и Масорет hа Шас итальянского раввина Йеhошуа Боаза, дающие ссылки соответственно ко всем библейским стихам и к соответствующим галахическим сводам и талмудическим отрывкам. Многие издания Вавилонского Талмуда включают краткие заметки на полях рабби Акивы Игера, под названием «Гильонот hа Шас» и примечания к тексту Йоэля Сиркиса и Виленского Гаона.
«Пней Иехошуа» («Облик Иехошуа») рабби Я‘акова Иехошуа Фалька (18 в.) — аналитический комментарий, также базирующийся на учении ришоним, — содержит сравнительную характеристику параллельных сугийот на протяжении всего Талмуда и нередко приходит к оригинальным новым аспектам проблемы, отличным от учения ришоним.
Пилпуль
В течении 15-16 веков возникает новая интенсивная форма изучения талмуда. Для снятия противоречий, содержащихся в различных отрывках Талмуда, используется сложная логическая аргументация. Этот тип учебы получил название «пилпуль» (от ивритского слова "пилпель" – "специя" или "перец") – название намекает на остроту ума, которой требовал этот метод. Практикующие метод пилпуля считали, что талмуд не может содержать избыточной информации или противоречий. У всего, что кажется избыточным или противоречивым, есть смысл. Пилпуль - метод проведения логических различений, при помощи которых снимаются противоречия или придается смысл избыточному.
В ашкеназском мире основателями метода пилпуль считаются Яаков Поллак (1460-1541) и Шалом Шахна. Этот тип учебы достиг расцвета в 16 и 17 веках, когда занятия подобного рода анализом становятся искусством ради искусства и самоцелью в ешивах Польши и Литвы. Но популярный новый метод изучения талмуда не остался без критиков, уже в 15 веке, этический трактат Орхот Цадиким критиковал пилпуль за чрезмерное увлечение интеллектуальной игрой. Многие из раввинов 16-17 веков критиковали этот метод. Среди них Маhараль из Праги, Иссая Горовиц, и Яир Хаим Бахарах. В 18 веке метод пилпуля утратил былую популярность. Распространились другие стили учебы, например, школа Виленского Гаона. Термин "пилпуль" все чаще стал употребляться в отрицательном смысле, в смысле казуистики. Часто авторы объявляли свои комментарии "простыми" (аль дерех hа пшат), чтобы отмежеваться от пилпуля.
Cефардские подходы
Среди сефардских и итальянских евреев 15 века и позднее некоторые законоучителя пытались применить аристотелеву логику, в версии Аверроэса. Этот метод был впервые используется, хотя и без прямых отсылок к Аристотелю, Ицхаком Кампантоном (ум. Испания 463 ) в его «Даркей hа Талмуд», его можно обнаружить в трудах Моше Хаима Луцатто.
Брестский метод
В конце 19 века возникло новое направление в изучении талмуда. Рабби Хаим Соловейчик (1853-1918) из Брест-Литовска (Бриск) разработал свой метод изучения талмуда. Бресткий метод включает редукционистский анализ аргументов раввинов Талмуда или ришоним, объясняет различные мнения, помещая их в категориальную структуру. Бресткий метод – метод аналитического изучения текста, его часто критикуют, называя современной версией метода пилпуль. Однако влияние бресткого метода очень велико, практически большинство современных ешив используют бресткий метод в том или ином виде. Одной из черт этого метода является использование Мишней Тора Маймонида как руководства к интерпретации текста талмуд, в отличие от использования его в качестве источника практической галахи.
Конкурирующие методы: метод ешив Мир и Телз
Кодификаторы
Особое место в постталмудической литературе занимают многочисленные сочинения кодификативного характера (см. Кодификация закона), в которых из талмудической дискуссии извлекается халаха; затем халаха подвергается стандартизации и систематизации. Первые произведения этого жанра принадлежат перу вавилонских гаонов, такие как: «Галахот псукот» Йеhудайа Гаона, «Шеелтот» Ахайа Гаона и «Галахот гедолот» Шимона Кийары.
Однако наибольшего своего расцвета галахическая литература достигает в творчестве ришоним. «Халахот» рабби Ицхака бен Яакова Алфаси — руководство по актуальной Галахе, содержащейся в Талмуде, структурно параллельное Талмуду, сохраняющее его язык и терминологию. «Мишне Тора» Маймонида — галахический компендиум кодификативного свойства, он не содержит структурных параллелей Талмуда, в нем нет непосредственного цитирования талмудических источников. «Сефер hа-псаким» («Пискей hа-рош») рабби Ашера бен Иехиэля построена в соответствии со структурой Талмуда. «Арбаа турим» его сына рабби Яакова бен Ашера включает в себя четыре раздела: Орах хаим, Иоре де‘а, Эвен hа-‘эзер, Хошен мишпат. «Бейт-Иосеф» рабби Йосефа Каро — развернутое пояснение к предыдущим сочинениям, представляющее наиболее полный галахический сборник, сокращенный вариант которого называется Шулхан арух.
Комментирование Иерусалимского Талмуда
Многие поколения не занимались изучением Иерусалимского Талмуда, поэтому не возникала потребность в комментировании этого сочинения. Возрождение еврейской общины в Эрец-Исраэль в 16 в. привело к тому, что Иерусалимский Талмуд вновь оказался в центре внимания еврейских интеллектуалов. Первый дошедший до нас комментарий к Талмуду Иерушалми принадлежит перу рабби Шломо Сирилио (умер в 1557 г.), испанского изгнанника, жившего в Турции и Эрец-Исраэль — в Цфате в период расцвета еврейской жизни в городе, связанного с массовой иммиграцией евреев, изгнанных из Испании (1492). Возобновление еврейского поселения в Эрец-Исраэль сделало актуальными законы, связанные с проживанием там, и таким образом возникла необходимость в галахическом материале, содержащемся в разделе Зра‘им Талмуда Иерушалми; комментарий рабби Сирилио посвящен только трактатам этого раздела.
Систематический комментарий к большей части Иерусалимского Талмуда «Сде Иехошуа» («Поле Иехошуа») был написан рабби Иехошуа Бенвенистом из Константинополя (17 в.). Автор верифицирует текст Иерусалимского Талмуда, приводит цитаты из книг древних законоучителей по поводу его сугийот. В предисловии к «Сде Иехошуа» автор сетует на забвение Иерусалимского Талмуда. Первым ашкеназским комментатором Талмуда Иерушалми был рабби Элияху из Фульды (18 в.); благодаря его работе комментирование этого труда распространилось в Европе. Давид Френкель (18 в.), главный раввин Берлина, написал комментарий к разделам Мо‘эд, Нашим и части Незикин. Этот комментарий состоит из двух частей: «Корбан hа-эда» («Общинная жертва») — комментарий, непосредственно объясняющий текст, и «Шеерей корбан» («Остатки жертвы») — комментарий аналитического свойства, подобный Тосафот к Талмуду Бавли. Первый полный комментарий к Иерусалимскому Талмуду написал Моше Маргалит. Его комментарий, также состоящий из двух частей: «Пней Моше» и «Маре паним» — превосходит все написанные ранее: он содержит обширный материал по верификации текста, полученный автором в результате сравнения многих рукописей. Для того, чтобы объяснить реалии раздела Зра‘им, Маргалит изучал ботанику во Франкфуртском университете. Оригинальным и глубоким комментарием к Иерусалимскому Талмуду был также комментарий Виленского Гаона к разделу Зра‘им.
Хронология комментирования Иерусалимского Талмуда
16 век: Шмуэль Яффе Ашкенази, Элазар Азкари, Шломо Сирильо
17 век: Йегошуа бен Исраэль Бенвенист
18 век: Элия из Фульда, Давид бен Нафтали Франкель, Яакоб бен Авраам Каhана, Моше Марголиот, Виленский Гаон
19 век: Йехиэль Михел Эпштейн, Меир Марим, Йосеф Шауль Натансон, Яаков Давид Виловски, Исроэль бен Шмуэль из Шклова
20 век: Йехиэль Бар-Лев, Исроэль Хаим Дайхес, Луи Гинзберг, Хаим Каневский, Ицхок Исаак Красильщиков, Шауль Либерман
Утраченные комментарии: Маймонид, Менахем Земба
Неопубликованные комментарии: Моше бен Мордехай Закуто, Моше Файнштайн