Гетто
Источник: | ||||||||
|
Гетто, изолированная часть города в христианских странах, отведенная властями для проживания евреев.
Содержание |
Происхождение термина
Термин «гетто» как исключительное обозначение замкнутого еврейского квартала появился в Италии, видимо, после того, как один из кварталов Венеции, называвшийся Гетто по расположенной недалеко пушечной мастерской (по-итальянски ghetta), был в 1516 г. окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям.
Булла папы Павла IV (1555) обязала евреев Рима и других городов в папских владениях проживать в особых кварталах или улицах, обнесенных стеной с единственными воротами, запиравшимися на ночь. На практике итальянские гетто имели по несколько ворот, охранявшихся христианскими привратниками, которым платили евреи.
Ворота закрывались по ночам, а также в дни больших христианских праздников. Папские буллы, начиная с 1562 г., все такие участки города, отведенные евреям, называют словом «гетто».
Итальянские власти, как правило, не разрешали расширять пределы гетто даже при увеличении числа жителей, поэтому гетто были перенаселены и находились в негигиеническом состоянии. Хотя евреям не разрешалось приобретать дома, в которых они жили, их права нанимателей по отношению к нееврейским домовладельцам защищала хазака (фактическое владение), признававшаяся итальянским законом.
К концу 18 в. режим гетто в некоторых районах Италии начал ослабевать. В 1796 г. войска Французской республики разрушили стены гетто во всех городах Италии. Однако после падения Наполеона (1815) статус гетто в Италии был восстановлен, но уже с меньшими ограничениями. Стены гетто были отстроены только в Риме, Модене и в немногих других городах. Окончательно гетто были упразднены в Италии лишь в конце 19 в.
С 17 в. в Германии и некоторых других странах Европы кварталы, официально обособленные для проживания евреев, не только стали порой именоваться гетто, но действительно превращались в них (Франкфурт, Прага). В литературе 19 в. термин «гетто» стал по сути синонимом еврейских кварталов.
Гетто в период Второй мировой войны
В период Второй мировой войны в ряде городов Восточной Европы, оккупированной Германией, нацистами были созданы своего рода концентрационные лагеря, названные ими гетто и предназначенные для изоляции еврейского населения. Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута Гитлером в 1939 г., но осуществлена не сразу.
В сентябре 1939 г. Гейдрих приказал распустить еврейские общины, насчитывавшие менее 500 человек, и сосредоточить евреев в больших городах, где им были отведены ограниченные районы. Эти гетто были задуманы как промежуточные станции на пути в лагеря принудительного труда и лагеря смерти. Лишь обитатели гетто в Транснистрии (область между Днестром и Бугом, переданная в ведение румынских властей) не намечались к массовому уничтожению.
На особом положении было гетто в Терезине (конец 1941 г.) для концентрации евреев из Богемии и Моравии, а позднее также из Германии и других стран Запада. Оно предназначалось для демонстрации хорошего обращения немецких властей с евреями, чтобы скрыть от мира преступления нацистов, связанные с осуществлением «окончательного решения».
Некоторые гетто (главным образом на территории Польши) существовали длительное время, являясь резервом дешевой рабочей силы. В июле 1943 г. Гиммлер решил перевести оставшихся в живых обитателей гетто из всех стран Восточной Европы («Остланд») в концлагеря.
Последнее гетто на польской земле было в Лодзи; оно просуществовало с апреля 1940 г. до ликвидации его немцами в августе 1944 г. Евреи, вначале не подозревавшие о намерениях нацистов, надеялись, что даже в условиях гетто самоуправление поможет им легче перенести период репрессий.
Но установленный нацистскими властями бесчеловечный режим для гетто и особенно «акции» по депортации различных групп его обитателей (престарелых, больных, детей, подростков и т. д.) в места, откуда никто назад не возвращался, и следовавшие за «акциями» облавы в гетто вскоре разрушили эту иллюзию.
В большинстве случаев гетто располагалось в одном из бедных районов города, где до этого ютилось многочисленное еврейское население. Евреев сгоняли в гетто из других районов города и из ближайших местечек, в то время как нееврейских жителей этого района заставляли переезжать в другое место.
Эти операции с самого начала привели к огромной скученности еврейского населения. Вначале было два типа гетто: открытые, отмеченные только специальными вывесками как район проживания евреев, и закрытые, окруженные заграждениями, а в некоторых случаях даже стенами (например, в Варшаве). Это различие, однако, не имело никакого значения в дни депортаций, так как в это время все подступы к открытому гетто блокировались немецкой полицией.
Управление в гетто
В каждом гетто власти назначали юденрат (еврейский совет), состоявший в большинстве случаев из лиц, игравших в прошлом некоторую роль в жизни общины. Главе юденрата власти предоставляли определенные полномочия внутри гетто, но использовали его главным образом в качестве исполнителя своих предписаний.
Основной задачей руководства гетто было осуществление контактов с властями и снабжение еврейского населения продовольствием, а также обеспечение его медицинской и социальной помощью (включая больницы). С течением времени на юденрат и еврейскую полицию, которой он ведал, была возложена ответственность за отправку людей на принудительные работы и отбор высылаемых в лагеря смерти. Это ставило сотрудников юденрата и еврейской полиции перед трагической дилеммой, нередко приводившей их к самоубийству.
Духовная и интеллектуальная деятельность
Немецкие власти жестоко подавляли религиозную жизнь в гетто. Они закрывали, а часто и разрушали синагоги, беспощадно преследовали деятельность раввинатов и отправления религиозного культа, кроме погребения. Евреев, сохранявших традиционный облик (одежда, борода), подвергали особым издевательствам (вырывали бороды и пейсы, назначали на самые унизительные работы и т. п.).
Тем не менее многие евреи в гетто тайно соблюдали предписания Торы, готовые на мученичество во имя веры. Действовали нелегальные йешивы, миньяны (в Варшаве около пятисот), микве и т. д.
С 1940 г. юденраты отвечали за образование в гетто. Им было разрешено открыть самоокупаемые начальные и профессиональные школы с преподаванием на идиш или иврите. И хотя число учащихся было ограничено высокой платой за обучение, а также физической истощенностью большей части детей, учебная сеть в гетто порой получала весьма развитую и разветвленную форму.
Например, в Лодзи для выпускников школ и бывших студентов были организованы курсы высшего образования, в Вильнюсе помимо обычных школ действовали две религиозные школы, музыкальное училище, детские сады, детский и молодежный клубы, где устраивались вечера, выставки, спектакли.
В центры образования и воспитания превращались детские дома и общества раздачи питания детям. В гетто проводились симпозиумы учителей, в Варшавском гетто было налажено издание учебников. Союзы писателей, художников, музыкантов устраивали литературные вечера, художественные выставки, концерты. Действовали театральные коллективы (пять в Варшаве, театральная студия «Авангард» в Лодзи), в Вильнюсе в 1942 г. состоялось 120 спектаклей.
В библиотеке Страшуна (Вильнюс) в том же году числилось три тысячи абонентов. Серии лекций о науке, литературе, искусстве устраивало Общество просвещения (Варшава). В гетто создавались значительные литературные произведения (см. И. Каценельсон, А. Суцкевер), проводились литературные конкурсы.
Ученые исследовали различные аспекты жизни в гетто, собирали материалы о зверствах нацистов, изучали реакцию человеческого организма на изменение привычных условий жизни и т. п. Частично этот материал сохранился в архиве И. Рингельблюма. Вся эта духовная и интеллектуальная деятельность, лишь частично ставшая известной, являлась эффективным средством сохранить человеческий облик в невыносимо тяжелых условиях жизни, противостоять главной цели нацистов — обесчеловечить узников гетто.
Ликвидация гетто
Ликвидация гетто проводилась как часть политики «окончательного решения». Когда принималось решение о ликвидации гетто, немцы призывали евреев добровольно являться для перевода их в трудовые лагеря, иногда сопровождая призыв обещаниями улучшить условия жизни.
Но в большинстве случаев проводились облавы, и жители гетто силой доставлялись на сборные пункты, откуда их обычно перевозили поездами в лагеря смерти. Лишь немногим из жителей гетто удалось остаться в живых. Во многих гетто были вооруженные выступления евреев против нацистских палачей (подробнее см. Белосток, Бендзин, Варшава, Вильнюс, Краков, Ченстохова и другие).
См. также
Источники
- КЕЭ, том: 2. Кол.: 116–119.