Дело Лавона

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Дело Лавонаעסק הביש» - «э́сек hа-биш» «гиблое дело») - провал операции израильской секретной службы в Египте в 1954 году и связанные с ним многолетние политические последствия.

Содержание

Операция "Сюзанна"

М. Марзук, конвоируемый на заседание суда в Каире.
Церемония государственных похорон Ш. Азара и М. Марзука на военном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме. Апрель 1977 г. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

В начале 1950-х гг. в Каире израильской военной разведкой была создана агентурная группа из активистов молодежных сионистских движений, завербованных представителем израильских спецслужб А. Элъадом (Зайденбергом, действовавшим в Египте под именем Пауля Франка). Её возглавлял (М. Мазрук.

Их задачей было путем серии диверсий на английских и американских объектах в Египте добиться резкого ухудшения отношений египетского режима во главе с Г. Абд эль-Насером с западными странами. Операции было присвоено кодовое название "Сюзанна" в честь невесты одного из участников.

14 июля 1954 г. по заданию израильской разведки члены каирской и александрийской групп подложили самодельные зажигательные бомбы в здания американских библиотек в Каире и Александрии. Целью операции было спровоцировать конфликт между США и Англией — с одной стороны, и Египтом — с другой. 23 июля 1954 г. была предпринята неудачная попытка совершить диверсию в кинотеатре «Рио» — бомба взорвалась в кармане у Ф. Натанзона, одного из участников каирской агентурной группы.


После этого в течение трех дней египетской службой безопасности были арестованы 12 членов израильской агентурной сети. Как выяснилось, за группой следила египетская служба безопасности. В ходе следствия, которое сопровождалось пытками, один из арестованных, Йосеф Кармон, покончил жизнь самоубийством. 10 декабря 1954 г. начался судебный процесс над участниками сионистского подполья, которые обвинялись в передаче израильским спецслужбам сведений разведывательного характера, осуществлении диверсий, актов саботажа и других преступлениях.

Во время суда еще один обвиняемый, Макс Биннет, покончил с собой. В итоге двое подсудимых были оправданы, шестеро приговорены к различным срокам заключения, а двое — М. Мазрук и Ш. Азар — к смертной казни.[1] 31 января 1955 г. они были повешены во дворе каирской тюрьмы.

Впоследствии руководство [[Мосад]а пришло к выводу, что А. Элъад (Зайденберг) был двойным агентом и сдал подпольщиков египетским спецслужбам. Его осудили на десять лет тюрьмы. Он отрицал все обвинения.

Комиссия по расследованию и политические последствия

Встал вопрос о том, кто принял решение об этой авантюре. Министр обороны П. Лавон и начальник военной разведки Б. Джибли (1919–2008) возлагали друг на друга ответственность за провал, отказываясь признать, что сомнительная операция, начатая без санкции главы правительства М. Шарета, была инициирована ими. Шарет не только не давал согласия на эту операцию, но не был даже осведомлен о ней.[2]

2 января 1955 г. М. Шарет назначил комиссию «для выяснения степени ответственности, лежащей на наших властях за арест в Египте группы евреев, чей процесс проходит сейчас в военном суде в Каире». Члены комиссии, председатель Верховного суда И. Олшан и генерал-лейтенант Я. Дори, первый начальник Генерального штаба Цаhала, который в то время был президентом Техниона, не внесли ясности: в их отчете было сказано, что на вопрос о том, кто отдал приказ задействовать диверсионную сеть в Египте, нельзя дать однозначного ответа.

По словам судьи И. Олшана, «суть заключения, которое мы передали Шарету, состояла в том, что мы не смогли получить бесспорных доказательств того, что Лавон не отдавал такого распоряжения, но у нас также нет уверенности в том, что Джибли получил такое распоряжение. Поэтому мы были вынуждены оставить вопрос неразрешенным». П. Лавон был возмущен выводами комиссии, грубо критиковал ее членов и заявил премьер-министру, что будет требовать парламентского расследования. Спустя несколько лет выяснилось, что выводы комиссии Олшана — Дори не всегда основывались на достоверных показаниях и подлинных документах, что вынудило создать новую комиссию по расследованию обстоятельств этого дела.

Таким образом, вопрос о том, кто отдал приказ, более не относился к сфере безопасности и приобрел политическое значение, а именно: должен ли глава правительства немедленно отстранить министра обороны от должности или же его следовало оставить на этом посту до выборов, которые должны были состояться спустя полгода. М. Шарет колебался, затрудняясь принять решение.

После того, как М. Шарет отверг требование П. Лавона уволить начальника Генерального штаба М. Даяна и генерального директора Министерства обороны Ш. Переса, давших показания против него, 16 февраля 1955 г. П. Лавон подал в отставку. При этом он уведомил главу правительства, что «оставляет за собой право сообщить партии, а также комиссии Кнесета по иностранным делам и обороне о причинах ... отставки». Лавон сказал: «Я не намерен публично брать на себя ответственность за египетское дело, и никакая партийная дисциплина не заставит меня сделать обратное».

«Дело Лавона» всплыло вновь в мае 1960 г. в связи с заявлением П. Лавона, что у него есть доказательства того, что выводы комиссии, расследовавшей выдвинутые против него в 1954 г. обвинения в ответственности за провал израильский агентуры в Египте, основывались частично на ложных показаниях, а частично на сокрытии целого ряда фактов. В августе 1960 г. Д. Бен-Гурион поручил комиссии во главе с членом Верховного суда Х. Кохеном рассмотреть материалы, представленные П. Лавоном.

«Дело Лавона» получило широкую огласку в печати. Д. Бен-Гурион демонстративно занял нейтральную позицию. Когда по настоянию П. Лавона рассмотрением дела занялась комиссия Кнесета по иностранных делам и обороне, а Д. Бен-Гурион, П. Лавон и генеральный директор Министерства обороны Ш. Перес высказали перед ней противоположные мнения, общественность разделилась на два лагеря — сторонников П. Лавона и сторонников М. Даяна и Ш. Переса.

Из комиссии Кнесета в ноябре 1960 г. дело было передано в специальную министерскую комиссию (так называемую «комиссию семи» во главе с министром юстиции П. Розеном и при участии Леви Эшколя[3]), которая сняла с П. Лавона все обвинения. Д. Бен-Гурион не согласился с решением комиссии и на заседании центрального комитета партии Мапай, состоявшемся 4 февраля 1961 г., выступил с резкими обвинениями против П. Лавона, требуя создания судебной комиссии по расследованию этого дела.

Д. Бен-Гурион заявил также, что если решение комиссии будет принято и реализовано, он уйдет в отставку с поста главы правительства. После ожесточенных дебатов центральный комитет партии Мапай принял ультиматум Д. Бен-Гуриона и решил отозвать П. Лавона с поста генерального секретаря Ѓистадрута, который он занимал с 1956 г. Против смещения П. Лавона выступили М. Шарет, З. Аран, Г. Меир и П. Сапир.

Примечания

См. также

Источники

  • КЕЭ, том Доп.3, кол. 293
  • КЕЭ, том 3, кол. 443–460+Доп.2, Прил.1, кол. 303-309
  • КЕЭ, том 4, кол. 659–660
  • The Lavon Affair
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Мазрук Моше в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Государство Израиль. Политическая жизнь, партии в ЭЕЭ
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Лавон Пинхас в ЭЕЭ