Двести дней тревоги (1942)

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 5/05/2012
Бункер на горе Кармель, который считается штабом Ицхака Саде во время программы «часть горы Кармель»

Двести дней тревоги — название периода в истории еврейской общины в Израиле во время Второй мировой войны, с весны по 3 ноября 1942 года, когда части армии нацистской Германии под командованием генерала Эрвина Роммеля в Северной Африке наступали на восток в направлении Суэцкого канала.

Содержание

Угроза нацистского вторжения в Страну Израиля

Вопрос о защите Страны Израиля против возможного нападения Германии вставал два раза во время Второй мировой войны.

Германское вторжение с севера было первой реальной угроза, когда пронацистский режим Виши правил Сирией и Ливаном. Эта опасность миновала после Сирийско-Ливанской операции, когда армия Великобритании вторглась в Сирию 8 июня 1941 и очистила её от сил Виши.

Позже, в начале 1942 года создалась более серьезная угроза, когда Африканский корпус под командованием Роммеля продвинулся в Северной Африке в направлении Суэцкого канала, чтобы прорваться в Страну Израиля. Это создало реальную опасность жизни евреев в стране. Опасность сохранялась около двухсот дней, и была устранена только в ноябре 1942 года с победой в битве при Эль-Аламейне.

Планы обороны Страны Израиля на случай вторжения нацистов из Сирии

Впервые опасность вторжения врага в Страну Израиля возникла в июне 1940 года после установления во Франции пронацистского режима Виши, который контролировал Сирию. Рабочее предположение британских военных было, что с территории Сирии следует ожидать вторжения нацистов при поддержке французских войск и их арабских союзников. К этому следовало подготовиться.

Летом 1940 года британцы приступили к созданию линии обороны в Галилее, Иорданской долине и Самарии в рамках подготовки к защите страны от вторжения и сопротивлению оккупантам, если она попадет в руки врага.

В июне — июле 1941 года британская армия провела Сирийско-Ливанскую операцию и изгнала силы Виши из Сирии, передав её под контроль «Свободной Франции». Но в декабре 1941 года Япония вступила в войну против Великобритании, что потребовало отправить много военных сил с Ближнего Востока на Дальний. Кроме того, существовали опасения, что СССР не удержит фронт на Кавказе, и нацисты продвинутся сквозь него на юг.

Ѓагана разработала план задержки немецких войск, вторгшихся на север, который назывался «Программа для Страны Израиля после захвата (1941)» (The Palestine Post Occupationl Scheme), известный под сокращённым названием PS. Его разработку возглавляли Йоханан Ратнер и Ицхак Саде.

Памятник в Кирьят-Тивон, где был один из запланированных узлов сопротивления — гигантский противотанковый ёж, напоминающий о программе «Последняя крепость»

Позже, в 1941 году с продвижением Африканского корпуса генерала Роммеля в Северной Африке возникла опасность утраты Суэцкого канала. В связи с этим беспокойство, британцы составили план «последняя крепость» (Palestine final fortress).

Наряду с планом обороны, британское командование предусмотрело также возможность отступить из Страны Израиля в случае немецкой оккупации. Различные планы ухода с Ближнего Востока были проверены британским военным командованием от захвата Греции немцами в апреле 1941 года до победы под Эль-Аламейном в ноябре 1942 года. Планы были основаны на выводе британцев — военных и гражданских — на восток, в Ирак и Индию. Планы эвакуации не включали евреев Израиля в связи с трудностью эвакуировать полмиллиона евреев, а также из-за неизвестности путей эвакуации огромного потока беженцев. Уход англичан означал политику «выжженной земли».

В еврейском ишуве были разногласия по поводу желательного пути действия против немецкого вторжения с севера. Обсуждался вопрос, оставлять ли далеко выдвинутые поселения или защищать их и использовать как партизанские базы. Ицхак Табенкин требовал защищать и хотел, чтобы ишув был готов к войне с нацистами вместе с британцами или без них. Позднее эти варианты были заложены в План «Север».

Вторая опасность — опасность вторжения с юга

Весной 1942 года Африканский корпус под командованием генерала Роммеля в Северной Африке начал двигаться на восток, к Суэцкому каналу.

В июле 1942 года Эрвин Роммель и Немецко-Африканский корпус находились всего в 113 км от Александрии. Ситуация была настолько серьезной, что Уинстон Черчилль предпринял долгое путешествие в Египет, чтобы выяснить для себя, что нужно делать.[1]

Казалось, что после больших побед нацистов в России весной 1942 года никакие сил не могут остановить их у ворот Суэцкого канала, а затем дорога в Страну Израиля будет открыта для них, и они захватят страну. В то время происходил Холокост, и информация об этом стала доходить до лидеров ишува. В обществе было опасение, что если немцы захватят страну, они уничтожат евреев в Израиле и положат конец сионистскому проекту.

Власти британского мандата также признавали опасность захвата. Многие арабы Страны Израиля сочувствовали Германии и ожидали прибытия армии Гитлера, которого они называли «Абу Али», в надежде победить англичан. Историк Мордехай Наор в своей книге «Восьмой столбец» вспоминает об этом времени, когда его семья жила в Ган-Явне:

« По поселениям юга страны бродили компании арабов и делили между собой дома и женщин. »

Тем не менее, небольшая часть арабов в стране была пробританской, и 6000 из них даже вступили в британскую армию.

Так как ишув был единственной силой, на которую британцы могли рассчитывать в этом крайнем случае, сотрудничество между руководством ишува и британскими властями достигло пика в этот период.

Тяжелое военное положение на Ближнем Востоке заставило британские власти обратиться за помощью к Ѓагане. В 1941 г. её привлекли к участию в военных действиях в Сирии, находившейся под контролем сотрудничавшего с немцами правительства Виши. Ѓагана подготовила план организации сопротивления в случае оккупации Эрец-Исраэль германскими войсками. Члены Эцела выполняли разведывательные задания при подавлении пронацистского восстания в Ираке. Тысячи евреев Эрец-Исраэль вступили в британскую армию.[2]

Пальмах, который был создан в сотрудничестве с британцами ещё в 1941 году, а в нём был организован немецкий отдел для партизанской войны против нацистов, если бы они завоевать страну, был в состоянии повышенной готовности в течение этого периода.

27 апреля 1942 роты Пальмаха получили приказ мобилизовать всех своих бойцов и прийти в состояние высшей готовности. При продвижении сил Роммеля, когда их прорыв в дельту Нила и к Суэцкому каналу казался неизбежным, и британские войска должны были отойти в Трансиорданию и Ирак, штаб Ѓаганы приказал сосредоточить роты Пальмаха на юге страны и в Негеве.

По дороге на юг стало ясно, что они не имеют достаточно оружия. До этого у них было только учебное оружие. Пальмах потребовал у штаба Ѓаганы снабдить его людей оружием, но это было отложено. Следует предположить, что причина этого была в плане возвратить из Египта израильских солдат британской армии (с оружием) и часть этого оружия отдать Пальмаху.

Двести дней тревоги

В руководстве ишува и Ѓаганы были разные мнения о том, как действовать, если страна попадёт в руки немцев.

Одну из позиций занимал Давид Бен-Гурион, который сказал в 1942 году, что поскольку ишув не влияет на стратегию войны, воевать с нацистами надо под руководством союзников везде, где ведутся боевые действия, а не обязательно в Стране Израиля. То есть в случае ухода британцев следовало уйти с ними, хоть до Индии, а потом вернуться в ходе общего наступления.

Противоположная позиция была высказана еще раньше, в 1941 году Ицхаком Табенкиным — что полмиллиона евреев не могут и не должны уходить, не должны думать о спасении, а должны стоять насмерть за своё право жить на Земле Израиля — ради будущего.

Вторая позиция привела к появлению плана собрать всё еврейское население в ограниченном районе Хайфы и Галилеи, когда британские уйдут из страны, и сражаться до последнего человека.

Разработчикам плана было ясно, что даже если они смогут задержать продвижение захватчиков, в конце и защитников анклава, и гражданское население ждёт гибель. Об этом говорило само название «Масада на Кармеле».

ЭЦЕЛ предложил другой план, по сути символический: в случае германского вторжения в Страну Израиля он планировал захватить Старый город в Иерусалиме, в пределах стен, и вести там последний бой, и этим объявить символический еврейский суверенитет над Храмовой горой.

17 апреля 1942 года глава политического отдела Еврейского агентства Моше Черток (позднее Моше Шарет) обратился к командующему восьмой британской армией генералу Окинлеку. Он напомнил ему о повсеместном уничтожении нацистами евреев и спросил, что то же будет в Стране Израиля, если нацисты ею овладеют.

Фразу «Двести дней тревоги» придумал журналист Хабиб Кнаан, назвавший так свою книгу об этом времени. Её основная мысль — что ишув собирался погибнуть в бою, но не сдаться покорно на убой.

Эти планы не были реализованы. 1 июля 1942 года британцы остановили Роммеля в 180 километрах от Каира, около города Эль-Аламейн, и создали новую линию обороны. Новый главнокомандующий, генерал Бернард Монтгомери, приказал отменить все планы отступления и подготовиться к атаке. 3 ноября 1942 года войска Монтгомери начал наступление и победили в битве при Эль-Аламейне. Это стало одним из поворотных моментов Второй мировой войны.

В разных местах на Кармеле сохранились остатки укреплений, но не всегда можно утверждать, что они относятся к «плану „Север“. Некоторые учёные относят их к британскому плану „Последняя крепость“.

Новейшие открытия историков

В марте 2006 опубликовано исследование двух немецких историков[3] — Клауса-Михаэля Малльмана, директора Центра расследования нацизма в Германии, и Мартина Кюпперса.

Они установили, что летом 1942 года, с продвижением Африканского корпуса в Египет и Израиль, нацисты завершили подготовку плана по уничтожению евреев Израиля. По словам исследователей, тот факт, что план был обнаружен 64 лет после того, как он изготовлен, объясняется тем, что они спрятали документы, и другие ученые не заметили.

По результатам исследования установлено, что была разработана специальная команда СС под названием „Einsatzgruppe Agiftn“ в составе 24 солдат СС под командой офицера Вальтера Рауфа, изобретателя „душегубки“ („газенвагена“) — закрытого грузовика для убийства людей выхлопными газами во время перевозки.

Уничтожение 500 000 евреев в Израиле должно было быть такими же средствами и методами, какими осуществлялись убийства евреев Европы, то есть добровольцами из местного населения под руководством небольшой немецкой команды. Таково мнение исследователей, хотя слово „Палестина“ не упоминается в документах, которые они цитируют. По их словам, место действия ясно из контекста, и его не нужно называть.[4]

Команда размещалась в Афинах и ждали приказа ехать в Израиль, но немецкая армия возражала против прибытия команды в район, и „Einsatzgruppe Agiftn“ должен был остаться в Греции.

B 2010 году при реконструкции синагоги „Хурва“ был найден тайник с оружием внутри священного ковчега. Шимон Бармац, который был одним из командиров Эцел в старом городе сказал, что ЭЦЕЛ устроил тайник как часть подготовки к борьбе против нацистов в Старом городе. Логика выбора Старого города как места для боя в том, что было вполне вероятно, что нацисты не станут бомбардировать район тяжелой артиллерией, так как там религиозные святыни.[5]

См. также

Литература на иврите

  • חביב כנען, מאתיים ימי חרדה, ארץ ישראל מול צבא רומל, הוצאת מול ארט, 1974.
  • יגאל עילם, ההגנה — הדרך הציונית אל הכח, הוצאת זמורה-ביתן-מודן, 1979.
  • יואב גלבר, מצדה — הגנה על ארץ ישראל במלחמת העולם השנייה, הוצאת אוניברסיטת בר-אילן, 1990.
  • יעקב שביט, מצדה על הכרמל בקובץ „הכרמל אדם ונוף“. הוצאת החברה להגנת הטבע, 1983.
  • אורי ברנר, נוכח איום הפלישה הגרמנית לארץ ישראל בשנים 1940—1942 הוצאת יד יצחק טבנקין, 1984
  • שאול דגן, תוכנית הצפון, המרכז לתולדות כוח המגן ה»הגנה", משרד הביטחון, 1994.

Примечания

Источники и ссылки

LeftУведомление: Предварительной основой данной статьи был перевод статьи «מאתיים ימי חרדה» в ивритском разделе Википедии, который в дальнейшем изменялся, исправлялся и редактировался.