Генуя
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
20/12/2018 | |
областной центр
Генуя
Genova
|
||||||||||||
|
Генуя (Genova, «Дже́нова») - крупный город в северо-западной Италии.
Содержание |
Общие сведения о городе
Генуя - морской порт, центр провинции Дженова и региона Лигурия, главный город итальянской Ривьеры. Он расположен в 120 км к югу от Милана, на берегу Генуэзского залива, в предгорьях Апеннинских гор.
Его площадь 240 км², население на конец 2017 г. составляло 580,097 человек.[1]
Город начинался как лигурийское поселение на склоне горы, которое процветало благодаря контактам с этрусками и греками. В римские времена оно оказалось на перекрёстке торговых путей, там был военный порт и большой рынок.
После падения Римской империи город захирел, но в 10 веке общий демографический и экономический подъем Европы принес новые возможности и позволил генуэзцам заняться морским пиратством на арабских торговых путях.
Фатимидский флот взял штурмом и разграбил город (934 или 935), но генуэзцы вновь подняли свои стены и контратаковали под руководством своего епископа и местных виконтов.
Вскоре город стал центром морской торговли в Западном Средиземноморье. Генуэзские корабли ходили в порты Эрец Исраэль.
В конце 11 века город стал независимой республикой. Основным видом деятельности была морская торговля. В течение XII и XIII веков Генуя играла ведущую роль в коммерческой революции, которую переживала Европа.
Он стал городом с населением около 100,000 человек, одним из центров власти в Европе.
Генуя соперничала с Венецией в торговле с Левантом и конкурировала с другими итальянскими городами в торговле с Западной Европой. Банковское дело и судостроение процветали, и возникла местная текстильная промышленность.
В это время генуэзцы держали всю Лигурию, большую часть Корсики и северную Сардинию под их прямым или косвенным контролем, и основали самоуправляющиеся коммерческие колонии по всему побережью Средиземного моря.
Многие из этих колоний были результатом участия генуэзцев в крестовых походах и более коротких кампаний генуэзцев в Испании, Африке и Леванте, но некоторые из них были созданы путем мирного проникновения и дипломатических переговоров.
Они варьировались в размерах от отдельных зданий до пригородов городов и, в конечном счете, целых островов или районов прибрежных земель.
Крах государств-крестоносцев с их генуэзскими анклавами в конце 13-го века был в полной мере компенсирован союзом Генуи с Византийской империей, который проложил путь для большого расширения в Черном море.
Пера (современный Бейоглу), независимый генуэзский пригород Константинополя, постепенно опережал византийскую столицу в экономическом развитии, а Каффа (современная Феодосия) стала столицей широкой части крымского побережья, которой управляли генуэзцы. Многие эгейские острова стали независимыми генуэзскими княжествами.
В течение этого периода внутренняя политическая борьба в Генуе была почти непрекращающейся, но она не была серьезным препятствием прогрессу сообщества. Государство управлялось как деловое предприятие, принося общую прибыль правящим семьям, и, как правило, большинству населения.
Форма правления изменилась. Во второй половине XIII века «капитаны народа» управляли с неограниченным сроком пребывания и при поддержке гильдий. Уровень жизни всего населения, включая свежих иммигрантов, постоянно улучшался. Муниципальная и семейная гордость привела к строительству великолепных зданий, пристаней, мостов и церквей.
В конце XIII века генуэзцы одержали военные победы над Пизой и Венецией, а также менее значительными противниками. В тот период морская торговля достигла своего пика. Но в XIV и XV веках вся Европа переживала глубокий материальный и моральный кризис.
В Генуе классовая и партийная борьба держали правительство в вечном напряжении, а государственные финансы были разрушены войной. Выборы коренных дожей по венецианской модели были тщетной попыткой решить политическую проблему.
После периодов французского господства (1394-1409) и миланского владычества (1421-35), Генуя больше не была великой державой. Корсика была в постоянном восстании; Сардиния была захвачена Арагоном; колонии Леванта, которые стали практически независимыми от родины, были завоеваны египтянами или турками. Стабильной частью государства осталась только собственно Лигурия.
После периода последовательных миланских, французских и испанских вторжений Андреа Дориа ввёл новую конституцию (1528 г.), согласно которой городом правили избираемые на два года дожи и олигархия из старой и новой аристократии и купцов.
Он также сделал Геную политическим спутником Испании, пытаясь обеспечить, чтобы Генуя была привилегированным эксплуататором новой и обширной испанской империи в Новом Свете. Результатом стало частичное восстановление экономики в XVI и XVII веках.
Когда значение Испании и итальянских государств сократилось, с Генуей произошло то же самое. К середине 18-го века торговля опустилась до самого низкого уровня. В 1768 году республика уступила Франции свое последнее заграничное владение - Корсику.
Во время французских революционных и наполеоновских войн республика объявила нейтралитет, но он был нарушен обеими сторонами. В 1797 году, под давлением Наполеона, она был преобразован в Лигурийскую Республику под французским протекторатом.
В 1805 году Генуя была аннексирована Французской империей. В ноябре 1814 года Венский конгресс отдал Геную во владение Савойи. Впоследствии в XIX веке торговое мореплавание быстро возродилось, и генуэзская торговля снова расцвела не только в ее традиционных районах Средиземноморья и Черного моря, но и на Дальнем Востоке и в Америке.
Объединение Италии в 1861 году еще больше расширило сферу деятельности генуэзцев. Генуя, тогда самый большой торговый порт Италии, соперничал с Марселем за превосходство в Средиземном море и конкурировал с портами Северного моря за торговлю в Швейцарии и Центральной Европе.
Когда доля Генуи там сократилась в двадцатом веке, разница была уравновешена постоянно растущим потоком товаров, идущим в северную Италию и из нее. Университет, в который были объединены ранее существовавшие высшие учебные заведения в 1803 году, особенно выделяется в обучении по экономическим и морским предметам.
Евреи в Генуе до 20 века
Евреи жили в Генуе до 511 года, так как в том году остготский король Теодор подтвердил через своего министра Кассиодора право евреев восстановить, но не увеличивать, синагогу, разрушенную христианскими фанатиками.
С 1134 года евреи, пришедшие в Геную, должны были платить за освещение собора - это, очевидно, препятствовало их поселению. Беньямин из Туделы около 1165 г. нашёл только двух евреев (братьев) в Генуе, красильщиков из Северной Африки.
В генуэзских колониях в Крыму евреи селились в средние века.[2] Там им была обеспечена сравнительная свобода и общинная автономия.[3]
В нотариальных документах 1250-74 гг. показано количество евреев, живших в Генуе или находившихся временно, по пути куда-либо. В 1492 году беженцам из Испании, прибывающим в Геную на переполненных судах, было разрешено высаживаться на три дня, но 31 января 1493 года эта уступка была снята из-за опасений, что евреи привезли чуму. В последующие годы некоторым состоятельным евреям разрешили остаться в Генуе под надзором «Управления евреев». Этим воспользовались испанские и португальские марраны.
Из Генуи происходил Христофор Колумб, как считается, бывший марраном.
Политика генуэзских дожей и сената в отношении евреев впоследствии варьировалась, поочередно под влиянием страха перед конкуренцией и необходимости использовать опыт евреев в зарубежной торговле. Евреи были изгнаны из города в 1515 году, возвращены через год и снова изгнаны в 1550 году. В 1567 году высылка была распространена на всю территорию республики.
Однако между 1570 и 1586 годами разрешение евреям на участие в ростовщичестве и открытие магазинов в Генуе было предоставлено четыре раза. В 1598 году был издан еще один указ о высылке, но многим евреям удалось уклониться от него. В 1660 году 200 евреев, проживающих в Генуе, были ограничены гетто, хотя через два года многие из них все еще жили за его пределами.
Вероятно, первая полиглотная Библия (или ее часть) была опубликована здесь в 1516 году: Псалтырь в оригинале на иврите, с греческой Септуагинтой, латинской вульгатой, арамейским Таргумом и его латинским переводом и арабской версией вместе с некоторыми записками епископа Агостино Джустиниани, чья научная инициатива породила это великолепное издание.
Последний указ о высылке был выпущен в 1737 году, но не был строго соблюден. Наконец, в 1752 году был выпущен более либеральный закон, но из-за неопределенных условий еврейское население оставалось небольшим и насчитывало лишь 70 человек в 1763 году. Это число увеличилось в течение 19-го века после развития Генуи как главного порта Италии, особенно после полного равенства, предоставленного евреям в 1848 году. После экономического спада в Ливорно многие сефарды переехали оттуда в Геную.
В середине 19 века община насчитывала около 1000 человек.
Холокост
В 20 веке еврейская община Генуи продолжала расти, и в 1935 году они построили впечатляющую синагогу недалеко от исторического центра города. В то время его еврейское население насчитывало около 2500 человек. В Генуе родился Умберто Элия Террачини - коммунистический функционер в Италии.
Благодаря своему местоположению и наличию большого и активного порта Генуя была важным центром помощи евреям в Италии при повторяющихся преследованиях и изгнаниях. До самой последней минуты некоторым евреям удалось найти лодки и вырваться из города. 153 евреев были арестованы и депортированы из провинции Генуя во время немецкой оккупации Италии. Среди них были многие беженцы с оккупированного юга Франции.
Многие еврейские беженцы собрались в Генуе, потому что город был штаб-квартирой представительства «Делесьоне Ассигнат Эмиграти Эбреи», которое координировало программы помощи и спасения. Офис в Генуе сначала возглавлял Лелио Витторио Валобра, который позже бежал в Швейцарию и продолжал работать оттуда. Массимо Теглио, особенно мужественный генуэзский еврей, остался на месте и сыграл центральную роль в оказании помощи как итальянским, так и иностранным евреям в опасности ареста. Теглио тесно сотрудничал с местным архиепископом, а также церковными начальниками из других северных городов Италии, которые набирали местных священников для создания региональной спасательной сети.
Охота на евреев началась 2 ноября 1943 года, когда два немецких полицейских вошли в офисы еврейской общины и заставили сторожей передать им списки членов и вызывать членов на встречу в синагоге на следующее утро. Многие члены общины уже покинули город, но большинство из тех, кто был арестован в Генуе, были захвачены в это время. Только несколько членов, получивших призыв, смогли сбежать из-за предупреждения, полученного от Теглио. Рабби Риккардо Пасифик, который до последнего момента пытался помочь беженцам-евреям, был захвачен в галерее Мадзини 3 ноября того же года. Он умер в Освенциме, вероятно, по прибытии 11 декабря.
После освобождения
В конце Второй мировой войны в Генуе осталось 1108 евреев. Впоследствии еврейское население сохраняло свои размеры, несмотря на постоянное превышение смертности над рождаемостью, и в 1965 году оно насчитывало 1036 человек из 840 000 жителей.
Порт Генуи был транзитным центром для различных групп еврейских эмигрантов, которые приезжали в основном из Восточной Европы и направлялись в Израиль. В 1969 году в общине Генуи была синагога сефардского обряда, детский сад и начальная еврейская школа.
В начале 2000-х годов община насчитывала несколько сотен человек, где работали синагога и еврейская школа. Журнал «la Fiamma» («Пламя») выходил ежемесячно. К середине 2010-х годов осталось около 250 евреев. Во внушительном здании синагоги находится большое святилище, которое теперь используется только в праздники. В течение оставшегося года община молится в меньшем святилище здания, с великолепным историческим Хехэлем (ковчегом) из более ранней синагоги Генуи.
Литература
- Milano, Bibliotheca, index, S.V. Genova;
- Roth, Italy, index;
- idem, in: Speculum, 25 (1950), 190–7;
- idem, Jews in the Renaissance (1959), 155;
- R. Pacifici, Nuovo Tempio di Genova con illustrazioni e notizie storiche nella comunità nei secoli XVII e XVIII (1939);
- Perreau, in: Vessillo Israelitico, 29 (1881), 12–14, 37–40, 70–73;
- D.W. Amram, Makers of Hebrew Books in Italy (1909), 266ff.;
- A. Marx, Studies in Jewish History and Booklore (1944), 312;
- S. Jona, Persecuzione degli ebrei a Genova (1965);
- Musso, G.G., "Documenti su Genova e gli ebrei tra il 'Quattro e il 'Cinquecento," RMI, 36 (1970) 426–435;
- G.G. Musso, "Per la storia degli ebrei in Genova nella seconda meta del cinquecento: Le vicende genovesi di R. Josef Hakohen," in: Carpi (1967), 101–11;
- C. Brizzolari, Gli ebrei nella storia di Genova (1971);
- G.N. Zazzu, "Genova e gli ebrei nel basso Medio Evo," RMI, 40 (1974), 248–302;
- G.N. Zazzu, "Juifs dans le territoire génois au bas moyen-âge," in: WCJS, 6 (1975), 143–51;
- A. Agosto, "L'Archivio di stato di Genova e le fonti relative alla storia degli Ebrei genovesi dal XV al XVIII secolo," in: Italia Judaica, 2 (1986), 91–98;
- M. Balard, "Les transports maritimes génois vers la Terre Sainte," in: I comuni italiani (1986), 141–74;
- M.L. Favreau-Lilie, "Friedenssicherung und Konfliktbegrenzung;
- Genua, Pisa und Venedig in Akkon, ca. 1200–1224," in: I comuni italiani (1986), 429–47;
- B.Z. Kedar, "Genoa's Golden Inscription in the Church of the Holy Sepulchre; a Case for the Defence," in: I comuni italiani (1986), 317–35;
- S. Origone, "Genova, Costantinopoli e il Regno di Gerusalemme (prima metà sec. XIII)," in: I comuni italiani (1986), 281–316;
- G. Pistarino, "Genova e il Vicino Oriente nell'epoca del Regno Latino di Gerusalemme," in: I comuni italiani (1986), 57–139;
- R. Urbani, "Nuovi documenti sulla formazione della "Nazione ebrea" nel Genovesato durante il XVII secolo," in: Italia Judaica, 2 (1986), 193–209;
- R. Urbani, "Gli Eccellentissimi Protettori della nazione ebrea a Genova (1658–1797)," in: Italia Judaica, 3 (1989), 197–201;
- R. Urbani, "Considerazioni sull'insediamento ebraico genovese (1600–1750)," in: Atti della Società Ligure di Storia Patria, 29:1 (1989), 305–37;
- O. Limor, "Missionary Merchants; Three Medieval Anti-Jewish Works from Genoa," in: Journal of Medieval History 17:1 (1991), 35–51;
- G.N. Zazzu, Sepharad addio, 1492: I profughi ebrei dalla spagna al "ghetto" di Genova, Genova 1991;
- R. Urbani, "Indizi documentari sulla figura di Joseph Ha Cohen e della sua famiglia nella Genova del XVI secolo," in: E andammo dove il vento ci spines (1992), 59–67;
- R. Urbani, "La riammissione degli ebrei in Genova del 1752; il carteggio tra la Repubblica e la Curia Romana," in: Wezo't le-Angelo (1993), 573–91;
- C. Bricarelli, Una gioventù offesa: ebrei genovesi ricordano (1995);
- G. Jehel, "Jews and Muslims in Medieval Genoa; from the Twelfth to the Fourteenth Century," in: Mediterranean Historical Review, 10:1–2 (1995), 120–32;
- B.Z. Kedar, "A Vaulted East-West Street in Acre's Genoese Quarter?," in: Atiqot, 26 (1995), 105–11;
- G.N. Zazzu, Una gioventù offesa: ebrei genovesi ricordano (1995);
- E. Parma, "Il parato pontificale seicentesco di Genova in San Salvatore di Gerusalemme," in: Le vie del Mediterraneo (1996), 35–43;
- S. Ravera, "Jacopo da Varagine, San Giovanni Battista e le crociate," in: Le vie del Mediterraneo (1996), 13–17;
- R. Urbani, The Jews in Genoa (1999);
- C. Brizzolari, Genova nella seconda guerra mondiale. Una città in guerra (1938–1943), 2 vols (1977–78);
- G.B. Varnier, "Un vescovo per la guerra: L'azione pastorale di Pietro Boetto, arcivescovo di Genova (1938–1946)," in: B. Gariglio (ed.), Cattolici e Resistenza nell'Italia settentrionale (1997), 33–57;
- S. Antonini, Delasem. Storia della più grande organizzazione ebraica italiana di soccorso (2000).